Рефераты. Особенности законотворчества в Российской Федерации

Отстранение в последнее время Федерального Со-брания от принятия политических решений, что, впрочем, происходит и в других странах, где слабый парламент и роль президента, как и в России, гипертрофирована, объясняется следующими причинами. С одной стороны, Федеральное Собрание испытывает давление со стороны Президента, который стремится к централизации власти. С другой стороны, налицо стремление парламента усту-пить свои прерогативы сильному и популярному Прези-денту Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) ор-ганы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2002. №11. С. 4..

Прежде всего власть, используя свою силу, опреде-ляет, насколько парламент может быть самостоятельным для принятия авторитетных решений. В России в первой половине 1990-х годов свободное соперничество различ-ных партий и псевдопартий определило содержание выбо-ров, а следовательно, и структуру Государственной Думы. Однако процесс развития партий в России замедлился в середине 1990-х годов, и с тех пор «партийные суррога-ты» (как называет их Генри Хейл14), то есть большой биз-нес, правительственный аппарат и кремлевская Адми-нистрация, стремятся подменить собой партии. Эта тен-денция стала сильнее проявляться с 1999 года, по мере укрепления позиций «Единства»/«Единой России» в об-ществе. Однако в конце 1990-х годов, несмотря на то что главные усилия депутатов были сосредоточены на вопро-сах распределения, а не на идеологических конфликтах и политических процессах, ей все же удалось сохранить роль института, принимающего важные политические реше-ния. Это объясняется тем, что при решении важных для общества вопросов депутаты, организованные группы ин-тересов и бюрократические структуры стремились все же использовать законодательную процедуру, установленную Думой, что определяло ее значимость на политической арене. Способность Государственной Думы формировать коллективную волю для создания законодательного боль-шинства, используя известные процедурные механизмы, безусловно, помогла ей решить целый ряд важных поли-тических вопросов. Уровень политической и парламент-ской компетентности комитетов Государственной Думы также постепенно возрастал по мере накопления опыта и снижения текучки.

Однако с момента вступления Путина в должность Пре-зидента последовательное усиление роли Думы как легитимного властного центра и арены разрешения политиче-ских конфликтов было приостановлено. Процесс пошел в обратную сторону. Избрание в Думу в 1999 году пропрезидентского большинства и усиленная работа Президента по навязыванию государству своей воли привели к изо-ляции парламента. Роль парламента заметно изменилась по сравнению с периодом Ельцина. Политическая и фи-зическая слабость Ельцина и, несомненно, импульсив-ная, но все же не подводившая его политическая интуиция позволили парламенту стать чем-то вроде противовеса президентству. При Ельцине баланс между ветвями вла-сти был асимметричным. Президент обладал властью над парламентом, но парламент все же ухитрялся ограничи-вать полномочия Президента и его влияние на публич-ную политику в некоторых значительных областях. Это происходило из-за того, что парламенту удалось найти собственные институциональные средства преодоления фрагментации и создания большинства по вопросам за-конодательства.

В Государственной Думе это выразилось в формировании «коалиции четы-рех» фракций в 2000--2003 годах, а с 2004 года -- в то-тальном господстве «Единой России». Что же касается Совета Федерации, то реформы Путина 2000 года лишили верхнюю палату какой-либо политической независимо-сти, позволив ему сформировать большинство в палате по своему выбору. Таким образом, в настоящее время ни одна из палат не имеет ни средств, ни намерений критико-вать Президента. Подобное положение дел вряд ли надо-лго сохранится. Однако переход к более сбалансирован-ным отношениям между ветвями власти потребует значи-тельных изменений с обеих сторон. Президенту придется отказаться от целого ряда неформальных полномочий, ко-торыми он сейчас располагает, а парламенту потребуется зарабатывать независимый политический мандат у элек-тората.

2.2.Российское законодательство в современных условиях

Современное российское законодательство находится на пере-ходном этапе его преобразования из инструмента командно-административного установления в средство обеспечения политиче-ской и экономической свободы личности, подлинного народовла-стия. Правообразующей базой обновленного российского законода-тельства служит Конституция Российской Федерации, которая объе-диняет и цементирует многоуровневую систему нормативных правовых актов России, определяет пути ее развития.

Становление новой правовой системы протекает довольно сложно и противоречиво в условиях серьезного политического и экономического кризиса и падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства находится в началь-ной стадии, наталкивается на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характе-ра, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов.

Безусловно, нет необходимости в том, чтобы ныне все изменить в законодательстве, отбросить и забыть всю предшествующую зако-нодательную практику, включая и многовековой опыт создания и действия правовой системы царской России. Установление новых норм и институтов связано с сохранением прежних, оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях, юри-дических установлений. Преемственность -- непременное качество правовой системы России. Однако такая преемственность должна иметь аналитически-творческий характер, предполагающий отказ от неоправдавших себя правовых предписаний, узаконивающих ко-мандно-административные методы руководства, ограничивающих свободу и политическую активность граждан/

Современному российскому законодательству свойственны определенные объективно обусловленные черты, которые постепен-но воплощаются в жизнь и которыми призван руководствоваться российский законодатель. Одним из основополагающих положений является то, что законодательство страны представляет собой важ-нейший инструмент демократизации всех сторон жизни российского общества, обеспечения полновластия народа, установления, гаран-тии и охраны прав и свобод личности. В политической сфере с помощью закона осуществлены и продолжают осуществляться такие поистине революционные преобразования, как кардинальное изме-нение избирательной системы и деятельности представительных органов страны, обеспечение многопартийности и возможности су-ществования оппозиции, гласности, политического плюрализма, контроля за конституционностью принимаемых правовых актов, подлинная свобода слова, митингов, демонстраций. Закон служит гарантией права наций и народностей на свободное и независимое развитие, сохранение и формирование языка, быта, культурных тра-диций малочисленных народов. Ликвидирован ряд несправедливо-стей относительно подвергнутых репрессиям народов, проживаю-щих в Российской Федерации. Существенно преобразуется духовная жизнь общества: создаются условия для свободы мнений и идеоло-гического плюрализма, свободного развития теоретической мысли; запрещена цензура.

Закон должен быть ориентирован прежде всего на человека, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гу-манизацию всего стиля жизни. Правовая система базируется на за-крепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина -- обязанностью государства. Знаменателен тот факт, что пересмотр положений гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» пред-полагает особую, более сложную процедуру, чем изменение ряда других глав Конституции.

Законодательство основано на признании неприкосновенности личности, уважении человеческого достоинства, равенстве в правах независимо от национальной принадлежности, социального положения, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, партийной принадлежности, недопустимости лишения или ограничения естествен-ных неотъемлемых прав личности, на обеспечении свободы частной собственности, предпринимательства, идеологии и убеждений, приоб-ретения и изменения гражданства, права обжаловать в суд действия администрации, ущемляющие права и законные интересы граждан.

Законодательство в условиях рыночной экономики призвано за-ботиться о личности, ее охране и защите от стихии рынка, способст-вовать социализации общества. Для современной России оптималь-ной моделью является рыночная экономика с достаточно высоким уровнем государственной регламентации. С помощью закона регу-лируются в определенных пределах цены и тарифы, устанавливают-ся социальные льготы, пособия и выплаты для социально незащи-щенных слоев населения, гарантии при проведении приватизации, осуществляются индексирование зарплаты, совершенствование на-логообложения, защита прав потребителей и т. д. Правда, конкрет-ных законодательных решений, направленных на заботу о личности, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей, социа-лизацию общества, ныне пока еще явно недостаточно, а те решения, которые приняты, не всегда материально обеспечены и реально ис-полнены. Ярким примером может служить, в частности, федераль-ный закон о ветеранах, который в значительной степени не выпол-няется в силу своей денежной необеспеченности.

За последние десятилетия все больше проявляется новая, посто-янно развивающаяся черта правового статуса личности, -- провоз-глашение и охрана прав и свобод с помощью общепризнанных норм международного права.

Российское законодательство служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственно-го механизма в условиях становления рыночных отношений. Ныне это одно из его основных назначений, главный путь реформирова-ния, поскольку рыночные реформы не могут осуществляться без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной норма-тивно-правовой базы. Хозяйственное законодательство призвано обеспечивать внешние условия, порядок эффективного функциони-рования экономического механизма и всех составляющих его под-разделений при обеспечении суверенитета товаропроизводителя, свободы предпринимательства и частной собственности.

Повышенное внимание к правовому регулированию хозяйст-венной деятельности определяется также и тем, что уровень разви-тия экономики, успехи хозяйственной деятельности, рост нацио-нального богатства и благосостояния людей служат исходным фун-даментом для качественного преобразования политической и государственно-правовой системы, становления гражданского обще-ства и правового государства, роста ценности права и укрепления законности, экологической безопасности. Успехи в хозяйственных преобразованиях-- основа реального обеспечения народовластия, свободы личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.