Рефераты. Основы конституционного строя РФ

1.2 Социальное государство.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства -- дос-тижение такого общественного развития, которое основывается на за-крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли-дарности и взаимной ответственности. Социальное государство при-звано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому дос-тойное человека существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государ-ство предоставляет широкий простор любым общественным силам, ко-торые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Напри-мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотво-рительность» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.3 ст. 39..

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.159..

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и здоровья людей. Труд -- основа жизни любого об-щества и в любом государстве, решающая сфера применения человеческих сил и способно-стей. В демократическом обществе труд не может быть прину-дительным. Гражданин сам вправе распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе заключённого им договора.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойно-го человека прожиточного минимума Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 4904.

. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожи-точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является уста-новление гарантированного минимального размера оплаты труда. Та-кой размер зависит от многих факторов. Прежде всего он зависит от экономиче-ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству-ет той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Феде-рации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защи-щать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равно-правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва-ется на добровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра-жданах.

4. Развитие системы социального обслуживания. Согласно Феде-ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2002. № 28. Ст. 2791; № 30. Ст. 3032; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию со-циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци-альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон-ституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако-ном. Государство в законодательном порядке определяет систему госу-дарственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения соци-ального государства. Но в настоящее время она находится только в са-мом начале пути к достижению этой цели.

3. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Идеологическое многообразие.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включа-ет в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взгля-дов на социальную действительность, общество и отношения людей меж-ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.166.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологиче-ского многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста-навливаться в качестве государственной или обязательной» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13.. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием та-ких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобо-да мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобо-да информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции принципа идеологического многооб-разия является одним из важнейших демократических завоеваний на-родов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группам людей, их объединениям свободно развивать свои на-учные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законо-проектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна-чает, что органы государственной власти действуют независимо от ка-ких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью госу-дарственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и полити-ческих партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

1.2 Светское государство.

Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна-ется обязательным или предпочтительным. В таком государстве рели-гия, а так же ее каноны и догматы, дейст-вующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави-ло, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церк-ви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.169.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни-какая религия «не может устанавли-ваться в качестве государственной или обязательной». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13. Содержание это-го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. (с измене-ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отно-шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве-роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного са-моуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объедине-ний, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает свет-ский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра-ве использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.