Рефераты. Основы административного права

Хоким, как субъект административно - правовых отношений, является высшим должностным лицом государства в области, районе, городе. Он осуществляет управление объектами собственности и руководит хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории, организует исполнение законов, указов Президента, постановлений Кабинет Министров Республики Узбекистан, вышестоящих хокимов и соответствующих Советов народных депутатов, организует прием населения, рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан, решает другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции.

Хоким руководит работой своих заместителей, хокимията, в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, расположенными на соответствующей территории, должностными лицами и гражданами.

Хоким наделен правом отменять решения нижестощих хокимов и вносить предложения в Совет народных депутатов, об отмене актов нижестоящих Советов, если они противоречат актам высших органов государственной власти.

Еще одним субъектом административно - правовых отношении являются - органы исполнительной власти. Это государственные учреждения, создаваемые в установленном законном порядке для осуществления функций и задач исполнительной власти.

Содержанием деятельности органов исполнительной власти является: во-первых, организация на основе исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, повседневной практической работы по реализации функций государства; во-вторых, совершение распорядительных, юридически властных действий по руководству хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами жизни общества, которые находят выражение в нормативных актах, принимаемых органом исполнительной власти.

Деятельность органов исполнительной власти - это организующая деятельность, в ходе которой на разных уровнях организуется деятельность людей по решению задач в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этих целях органы исполнительной власти осуществляют упорядочение отношений в сфере управления, решают общие вопросы, связанные с функционированием управляемой системы, объединяют и координируют деятельность участников управленческих отношений.

Практическая управленческая деятельность органов исполнительной власти проявляется в разработке и принятии управленческих решений, в организации исполнения принятого решения, проверке исполнения, контроле, учете, прогнозировании, финансировании, подборе и расстановке кадров, их обучении.

Важнейшим признаком органов исполнительной власти является наличие государственно-властных полномочий, которые дают им возможность решать в пределах предоставленных прав, определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения другими субъектами административно-правовых отношений нормативные акты, обеспечивать их исполнение.

Властные полномочия органов исполнительной власти выражаются в их компетенции, под которой понимается совокупность их предметов ведения. Для органов исполнительной власти характерно, то, что они действуют в установленном законом порядке и образуют единую систему, обусловленную тем, что она объединена единством социальной сущности, общностью целей, задач, функций.

Система органов исполнительной власти строится с учетом национально-государственного устройства и особенностей административно - территориального деления Республики. В нее входят органы исполнительной власти Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов.

Органы исполнительной власти классифицируются по правовым основаниям образования, по организационно-правовым формам, территориальным масштабам деятельности, по порядку образования, объему и характеру компетенции, по порядку решения подведомственных вопросов.

По правовым основаниям образования органы исполнительной власти делятся на органы, образование которых прямо предусмотрено Конституции, и на органы, создание которых предусматривается текущим законодательством либо другими актами полномочных органов исполнительной власти. По организационно - правовые органы исполнительной власти подразделяются на Кабинет Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, министерства, государственные комитеты, их структурные подразделения в областях, хокимияты.

По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти могут быть центральными и местными. К центральным относятся Кабинет Министров Республики Узбекистан, совет Министров Республики Каракалпакстан, министерства и государственные комитеты, которые в свою очередь подразделяются на:

общереспубликанские министерства и государственные комитеты, подчиняющиеся непосредственно Кабинету Министров Республики Узбекистан;

министерства и государственные комитеты Республики Каракалпакстан, которые подчиняются Совету Министров Республики Каракалпакстан и соответствующим министерствам и государственным комитетам Республики Узбекистан.

К органам власти на местах относятся хокимияты, а также некоторые органы министерств и государственных комитетов.

По порядку образования органы исполнительной власти подразделяются на образуемые непосредственно Президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, министерствами, государственными комитетами, хокимами.

В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции:

· К первой группе относятся Кабинет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият;

· Ко второй - министерства, отделы и управления хокимиятов;

· К третьей - государственные комитеты.

По порядку решения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся: на коллегиальные и единоначальные.

К принципам деятельности органов исполнительной власти относятся:

· Демократический централизм. Он выражается: в подотчетности и подконтрольности должностных лиц государства и органов исполнительной власти представительным органам. Обязательности решений вышестоящих должностных лиц и органов исполнительной власти для нижестоящих. В сочетании единого, централизованного руководства с инициативой и творческой активностью должностных лиц и органов исполнительной власти на местах.

· Забота об интересах человека. Это принцип прямо вытекает из основополагающего положения Конституции Республики Узбекистан, предполагающего, что вся деятельность нашего государства строится в интересах благосостояния человека, а основной ее целью является всемерное обеспечение человеку достойной его жизни.

· Широкое участие граждан в деятельности органов исполнительной власти.

Этот принцип предполагает:

· во - первых, широкую информированность граждан о деятельности исполнительной власти и принимаемых ими решениях;

· во - вторых, широкое участие граждан в практической реализации решений органов исполнительной власти;

· в-третьих, постоянный учет органами исполнительной власти при организации своей деятельности общественного мнения.

Государственные служащие также являются субъектами административно - правовых отношении. Государственная служба представляет собой один из видов трудовой деятельности, не связанной с производством материальных благ, в процессе которой осуществляется практическая реализация функций государства.

Принципы деятельности государственной службы:

· верховенство Конституции и закона в их деятельности;

· приоритет прав и свобод человека;

· подчинение государственной службы интересам народа, неослабленная забота о решении социальных вопросов, вопросов труда, быта, культуры, об удовлетворении интересов и нужд людей;

· гласность в деятельности государственной службы;

· равенство прав граждан на государственную службу, предполагающее равенство на замещение государственных должностей и продвижение по службе, получение одинакового вознаграждения за труд, единый порядок поощрения и ответственности;

· подбор и расстановка кадров по деловым качествам, что обеспечивает наиболее качественное комплектование государственных должностей и рост в должности тех, кто в наибольшей мере способен решать поставленные задачи;

· личная ответственность за порученное дело и сменяемость кадров.

Государственные служащие - это граждане Республики Узбекистан, занимающие в установленном порядке должность в органах государственной власти и за вознаграждение выполняющие возложенные на них обязанности по осуществлению задач и функций государства.

Круг служебных обязанностей и прав, а также границы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально - квалификационной подготовке определяются занимаемой им должностью, которая также отражает характер выполняемой им работы.

Правовое положение государственных служащих гарантируется тем, что их права и обязанности определяются, главным образом, пределами компетенции органа государственной власти, где они проходят службу.

Деятельность государственных служащих направлена на реализацию функций и задач этих органов и носит официальных характер. Их права одновременно являются обязанностями, а обязанности - правами. Осуществление их прав и обязанностей гарантируется законом. Они имеют право на продвижение по службе и определенные законом льготы. Для них установлена повышенная ответственность за нарушение служебных обязанностей.

Содержание прав и обязанностей государственных служащих характеризуются их общегражданскими правами и обязанностями, а также правами и обязанностями по занимаемой должности. Общегражданские права и обязанности государственных служащих закреплены Конституцией и другими нормативными актами.

В зависимости от видов государственной должности различаются служащие органов представительной власти, органов исполнительной власти и органов правосудия. По характеру труда государственные служащие делятся на руководителей, специалистов и технических работников.

К руководителям относятся руководящие работники органов государства, а также предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.