Рефераты. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Реализация буржуазными государствами принципа разделе-ния властей привела к созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, не позволяющей ни одному органу со-средоточить в своих руках всю полноту власти. В качестве клас-сического примера удачного решения этого вопроса обычно приводят систему федеральных органов США. Наличие двух палат Конгресса в значительной степени осложняет процесс прохождения в нем законов. Верхняя палата -- Сенат является серьезным тормозом на пути законов, принимаемых нижней па-латой, способной в ряде случаев на популистские решения. В свою очередь. Президент США обладает правом отлагательно-го вето и не пропускает законы, которые по его мнению не отве-чают задачам правого регулирования, нарушаю! нрава и свобо-ды граждан. Но палата представителей и только она может воз-будить процедуру привлечения к ответственности Президента США и других руководителей федеральных органов власти. Судебная власть является независимой от других ветвей власти. Как судьи Верховного суда, гак и судьи низших судов сохраня-ют свои должности пожизненно или до тех пор, пока их поведе-ние является безупречным.

Принцип разделения властей в настоящее время лежит в основе организации власти в Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Фе-дерации осуществляется на основе разделения на законодатель-ную, исполнительную и судебную. При этом особо подчеркива-ется, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными. Использованная система сдержек и противовесов в деятельности федеральных органов РФ во многом повторяет аналогичную систему США.

Законодательный орган Федеральное Собрание осуществля-ет законотворческую деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность Правительства РФ, в ча-итности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недове-рии Правительству. В то же время Правительство РФ осуществ-ляет исполнительную власть и исключает ее подмену законода-тельными или иными органами. Президент РФ как глава госу-дарства обладает правом отлагательного вето в отношении за-конов, принятых Государственной Думой и одобренных Сове-том Федерации, а также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ. Государственной Думе в свою очередь предоставлено право вы' двигать против Президента РФ обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Однако при самой действенной системе сдержек и противо-весов принцип разделения властей имеет два существенных по-рока, негативно сказывающихся на деятельности всей государственной машины: 1) деятельность государственных органов осуществляется без опоры на широкие слои населения; 2) пар-ламент неспособен влиять на процессы исполнения принимае-мых им законов. Последний недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же шагов работы Государственной Думы. Органы законодательной власти ока-зываются по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы депутатов.

На эту негативную сторону буржуазного парламентаризма обратил внимание еще К. Маркс. Он же и предложил иной принцип деятельности органов пролетарского государства -- сделать представительный орган в одно и то же время и законо-дательствующим, и реально исполняющим законы. Поясняя не-обходимость последовательной реализации принципа, предло-женного К. Марксом, В.И. Ленин писал, что в условиях проле-тарского государства парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избира-телями.

Создание в РСФСР, а затем и СССР Советов как представи-тельных органов, осуществляющих одновременно и законода-тельную, и исполнительную власть, противоречило принципу разделения властей. Советская государственность строилась на принципах демократического централизма 1) выборности Сове-тов народных депутатов снизу доверху; 2) подотчетности и под-контрольности исполнительных органов государственного управления Советам; 3) строгом подчинении нижестоящих ор-ганов вышестоящим, т.е. строжайшей дисциплине в деятельно-сти государственных органов и их иерархической подчиненно-сти по вертикали; 4) на составлении и выполнении планов раз-вития народного хозяйства и культурно-политического строи-тельства; 5) активном участии населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов государства.

Основанное на принципе демократического централизма со-ветское государство смогло вывести страну из разрухи, побе-дить фашистскую Германию и стать одним из бесспорных лиде-ров на международной арене. Однако, следует признать, что провозглашенный принцип так и не был полностью претворен в жизнь. Советы, собираемые на сессии, продолжительностью два-три дня, не были полновластными хозяевами страны и про-водимых государством мер. Реальной полнотой власти облада-ли органы государственного управления и партия. Население так и не научилось использовать свое конституционное право на всевластие. Хотя в настоящее время принцип демократического централизма не находит широкого применения в деятельности органов государства, однако его потенциальные возможности отнюдь не исчерпаны. И там, где рабочий класс, трудящиеся массы реально заявят о своих правах на управление государст-вом, это их право может быть реализовано только с применени-ем принципов демократического централизма. Принцип разде-ления властей таких возможностей не предусматривает и преду-смотреть не может.

Следует назвать еще один принцип, имеющий основопола-гающее значение в деятельности государственных органов, - это принцип законности, который выступает в качестве необ-ходимого требования к поведению и действиям должностных лиц. Наделив государственных служащих достаточно широкими полномочиями, государство предъявляет повышенные требова-ния к их профессиональному мастерству, а также моральному облику, характеру взаимоотношений с другими лицами как в рабочее время, так и в часы отдыха. Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить, что поводом для недавнего отстранения от должности министра юстиции РФ послужило нахождение лица, занимающего эту должность, в достаточно сомнительной компании в свободное от работы время.

Повышенные требования к должностным лицам, занимаю-щим высокие государственные посты, предъявляются потому, что их профессиональное мастерство и неукоснительное соблю-дение правовых и даже моральных норм оказывают существен-ное значение на состояние дел в государстве и обществе. Вся деятельность государственных служащих должна быть направ-лена на решение государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, прав и свобод граждан. Государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и приоста-новить действия государственных служащих, совершаемые в своекорыстных целях и вопреки интересам государства. Поэто-му в превентивных целях оно освобождает от должности всех государственных служащих, чье поведение позволяет сомне-ваться в честности и порядочности их действий.

В ряде государств принимаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие систему правил поведения госу-дарственных служащих. Так, исполнительным приказом Прези-дента США от 17 октября 1990 г. были введены “Общие прин-ципы этического поведения членов правительства и служащих”. Этим актом, в частности, предписывается следующее:

1) исключить какие бы то ни было личные или финансовые ин-тересы, препятствующие добросовестному выполнению своего служебного долга; 2) не принимать подарки от лиц, добиваю-щихся от кого-либо совершения каких-либо официальных дей-ствий либо имеющих какие-либо официальные дела;

3) действовать в рамках Конституции, правовых и этических норм и всячески избегать таких действий, которые могут быть истолкованы как их нарушение. .

Организация и деятельность государственного аппарата. Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

-равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

-обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

-профессионализм и компетентность государственных служащих;

-гласность в осуществлении государственной службы;

-ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

-внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

-стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.