В современном мире проблема защиты прав и свобод личности перестала быть сугубо внутренним делом того или иного государства. Европейские стандарты не являются "конечными", ибо кроме региональных существуют также требования, закрепленные в универсальных международных документах по правам человека.
Отметим, что европейская система защиты прав и свобод личности построена по принципу субсидиарности (дополнительности) международно-правовых гарантий, а это означает, что основу правозащитного механизма составляют нормы внутригосударственного права. Европейское право образует дополнительный уровень гарантий, по которому выверяется и справедливость национального законодательства Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: Опыт Совета Европы. М.: МНИМП, 1997. С. 161 - 162. См. также: Нафиев С.Х., Васин А.Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при раскрывании преступлений. Казань: Магариф, 1998. С. 4 - 5. .
Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов, включая, конечно, и органы правосудия. Гуськова А.П. К вопросу о судебной защите прав и свобод человека гражданина в российском уголовном судопроизводстве //Российский судья.-2005.-№6
Российские граждане получили возможность свободно реализовывать свое право на обращение в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, где таких обращений насчитывается уже свыше семи тысяч. Наша страна в ходе глобальной правовой реформы бесповоротно входит в европейское правовое пространство.
Статья 19 Конституции РФ закрепила принципы равенства всех граждан перед законом и судом и равенства предоставленных прав и свобод человека и гражданина. Шадрин В.В. Судебная экспертиза в свете УПК РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Адвокат.-2002.-№5
За пять лет участия России в Конвенции на 1 июля 2004 г. от россиян в Европейский суд по правам человека поступило свыше 20000 жалоб. В день Секретариат Суда получает из России до 20 заявлений. Конечно, обращаясь в Суд, россияне рассчитывают на удовлетворение своей жалобы. Но многие из них испытали разочарование, получив из Страсбурга ответ, что их жалоба не может быть рассмотрена Судом или признана неприемлемой, т.е. отклонена по основаниям, предусмотренным Конвенцией и практикой Суда.
Известно число россиян, обратившихся в Суд. В 2001 году от них поступило 4490 жалоб, в 2002 г. - 4760, а в 2003 г. - 5338. После предварительного изучения референтами Суда были переданы в Суд в 2001 г. - 2105, в 2002 г. - 3989 и в 2003 г. - 4777 жалоб. Однако хорошо известно и то, что большинство российских жалоб были признаны неприемлемыми. В частности, на несовместимость жалобы с Конвенцией было указано в 2001 г. 1253, в 2002 г. - 2223 и в 2003 г. - 3207 российским заявителям.
Почему так? Статистика показывает, что большая часть российских жалоб отвергается Судом по самым разным причинам: в основном из-за несоблюдения заявителями установленных в Конвенции требований к жалобе, а также неумения правильно, со знанием дела, доказать факты нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией.
Вот уже пять лет любой российский гражданин, любая частная коммерческая организация, любая группа частных лиц или любая общественная организации, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица, имеющие законные основания пребывания в России, находятся под защитой международного правосудия в лице Европейского суда по правам человека. Прибегнуть к защите Суда вправе каждый, кто исчерпал все предоставляемые внутригосударственной правовой системой возможности отстоять и защитить свои права в спорах с государством. В соответствии с Конвенцией и на ее основании Европейский суд может дать совсем иную правовую оценку действиям государственных органов, нежели национальный суд. В этом состоит главный смысл создателей Конвенции - исправлять решениями Суда случаи попирания государственной властью прав и свобод, гарантированных Конвенцией.
Жить в соответствии с международным правом далеко не просто. Государства - разработчики Конвенции, ясно отдавали себе отчет в том, что европейское правосудие не является идеальным, что оно не всегда защищает права человека, нарушаемые государством. Они также понимали, что без учреждения специального судебного органа, уполномоченного принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека, движение европейского правосудия в сторону совершенствования будет практически затруднено.
Вот почему на основе Конвенции был создан особый наднациональный механизм, основная задача которого состоит в судебной защите прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией, в случае их нарушения государствами-участниками. Для этого в 1959 г. были созданы Европейский суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека. Комиссия решала вопрос о приемлемости жалобы и о передаче ее в Европейский суд на рассмотрение по существу.
В период с 1959 по 1998 г. Европейский суд рассмотрел свыше 1000 дел. Принятые Судом за пятьдесят лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются Судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.
В 1998 году была проведена реформа системы защиты прав человека в рамках Европейской конвенции. К этому времени стало ясно, что Суд не справляется с потоком жалоб и чрезвычайно медленно их рассматривает. Чтобы ускорить процесс рассмотрения жалоб, Европейская комиссия по правам человека была упразднена, а ее функции переданы новому Европейскому суду по правам человека.
В том же году, 5 мая, участником Конвенции стала Российская Федерация. С этого момента у российских граждан появилась реальная возможность после исчерпания всех имеющихся внутренних средств правовой защиты и соблюдения других требований обращаться в Европейский суд с жалобой о нарушении прав и свобод, признанных в Конвенции.
Обращение с жалобой в Европейский суд по правам человека требует от ее составителя соблюдения процедурных требований к жалобе, правильного понимания и толкования Конвенции применительно к конкретным случаям ее нарушения, умения четко и ясно изложить факты, являющиеся предметом жалобы, а также использования прецедентной практики Суда, которая не всегда доступна на русском языке, в интересах заявителя.
Подготовка жалоб в Европейский суд - дело весьма непростое. Даже адвокатам, имеющим большой опыт ведения уголовных и гражданских дел в российских судах, не всегда удается успешно защитить права заявителя в Европейском суде.
Во-первых, правила процедуры судебного разбирательства, порядок рассмотрения жалоб Судом имеют свои особенности. Российскими заявителями это обстоятельство часто не учитывается, а в результате их жалобы признаются Судом неприемлемыми, т.е. не содержащими доказательств, свидетельствующих о нарушении Конвенции.
Во-вторых, жалоба должна содержать такую интерпретацию фактов, которая должна убедить Суд в нарушении Конвенции, а для этого необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Принципы, методы и способы толкования норм международного права совсем иные, чем они применяются во внутреннем праве. Поэтому факты нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, должны излагаться заявителем в жалобе в Суд с учетом международного и европейского права. Это не означает, что российский адвокат, защищавший права заявителя во внутреннем судебном процессе, становится лишним при подготовке жалобы и разбирательстве в Европейском суде. Напротив, только взаимное сотрудничество и союз адвоката и юриста-международника могут дать позитивные результаты в деле защиты прав и свобод заявителя в Европейском суде по правам человека. Бордунов В.Д. Государство - ответчик (краткий практический путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод) по состоянию на 01.01.05 //Правовая система «Консультант Плюс»
Несмотря на эволюцию задач общей образовательной политики, главной целью стран - членов Сообщества всегда было "гармоничное развитие экономической деятельности, достижение стабильности, ускоренное повышение уровня жизни и более тесные отношения между странами-членами" Достижение этой цели - краеугольный камень Болонского процесса, участники которого считают высшее образование "ключом к конкурентоспособности Европы". Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ // Доктрина.-2006.-№2
Страницы: 1, 2, 3