2
Тема: Органы дознания и основные их полномочия.
СОДЕРЖАНИЕ
Выявление и расследование преступ-лений -- виды правоохранительной деятельности, между ко-торыми провести четкую грань практически крайне трудно. Вы-явить преступление -- значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, со-бытие, содержащее признаки, характеризующие его как преступ-ление, то есть действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.
Нередко выявление факта, содержащего признаки преступ-ления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или органи-зации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответ-ствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установлен-ном порядке, что может послужить основанием для производст-ва в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.
Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские ма-хинации или махинации иных коммерческих организаций, при-чиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого на-пряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчез-нувшего человека, установление изощренно скрываемых шпион-ских акций и т. д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной под-готовки, технической оснащенности и хорошо продуманной орга-низации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Та-кие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и со-держания выявляемых фактов могут называться по-разному-- разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего опе-ративно-розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.
Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего рас-следования одного преступления обнаруживаются факты, свиде-тельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержа-щих признаки преступления, от их расследования.
Расследование уголовных дел часто называют предваритель-ным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представ-ляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступле-ния, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступ-ления и предупреждению новых. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.:Зерцало, 1997.
Действующий УК устанавливает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. При этом предварительное следствие рассматривается как обычная форма предварительного расследования, а дознание - как особая его форма, предусматривающая изъятия из обычного порядка производства предварительного расследования.
Основанием для такого разделения являются: 1) общественная опасность совершенного преступления, исходя из положений ст.15 УК. Предварительное следствие проводится по всем без исключения деяниям, относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений; 2) состояние вменяемости субъекта уголовно-правовых отношений, исходя из которого ч.1 ст.434 УПК устанавливает обязательность производства предварительного следствия в отношении лица, совершившего запрещенное УК деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч.1 ст.434); 3) предметная (родовая) подследственность, предусматривающая производство дознания по отдельным видам преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК), и производство предварительного следствия по видам преступлений, указанным в ч.2 ст.151; 4) письменное указание прокурора о производстве дознания по УД об иных, кроме перечисленных в ч. 3 ст.150 УПК, преступлениях небольшой и средней тяжести.
В качестве специального основания производства предварительного следствия ч.4 ст.150 УПК предусматривает право прокурора на изъятие любого УД у органа дознания и передачу его следователю для производства предварительного следствия.
В отличие от УПК РСФСР новый УПК исключил из оснований производства предварительного следствия обязательность его проведения по всем без исключения УД о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Это решение обусловлено значительным расширением прав участников уголовного процесса, в том числе представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), введением обязательности участия в УД защитника, если обвиняемый (подозреваемый) является несовершеннолетним (п.2 ч.1 ст.51 УПК), а также фактическим участием защитника в УД (с учетом совокупности положений ст.46, 47, 49, 51 и 52 УПК) с момента его возбуждения.
Одновременно ч.3 ст.150 УПК значительно (с 57 до 96) расширила перечень статей УК РФ о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым предусмотрено производство предварительного расследования в форме дознания. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2002.
Для выполнения своих задач органы предварительного расследования наделяются за-конодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сбо-ре доказательств виновности (или невиновности) лица в соверше-нии преступления. Если органами предварительного расследова-ния собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью рассле-дования прокурора в суд, который окончательно разрешает воп-рос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назна-чает меру наказания.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие во-просы, связанные с постановлением приговора.
Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции ".
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный), (под общей редакцией В.И.Радченко) -М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.:Зерцало, 1997.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2002.