Рефераты. Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

Не исключено стимулирование активности представителей ОПФ с помощью тревожных для них сообщений, которые передаются по разным каналам, в том числе с использованием тактико-психологического анализа внутренних и внешних отношений. Так определяются каналы и источники информации, пользующиеся доверием.

Чем выше для лидеров, активных деятелей преступной организации субъективная значимость тревожной ситуации, тем больше вероятность осознания ее опасности и тем более активны защитные действия. Следует стремиться к наибольшему вкладу «тревожной ситуации» в актуализацию программ активного поведения, которое создает благоприятные условия для перехвата телефонных переговоров, фиксации перемещения денег, ценностей, оружия, сбыта автомашин, выезда из данной местности, иногда физической или юридической ликвидации предприятий. Здесь действует такого рода зависимость: от содержания тревожной информации зависит программа активного поведения, то есть выбор «защитных» вариантов, а в итоге оперативно-тактические возможности документирования, а то и реализации материалов оперативной проверки. Весь процесс получения информации об организованной преступной деятельности включает фиксацию фактов и событий, которые могут:

непосредственно указывать на организаторско-преступную деятельность и в этой связи использоваться в доказывании преступной деятельности лидеров;

способствовать тактико-психологическому анализу взаимоотношений в среде лиц, связанных между собой совместной преступной деятельностью, что необходимо для решения многих оперативно-тактических задач;

указывать на латентные преступления, а следовательно, на ранее неизвестных потерпевших, очевидцев и непосредственных исполнителей преступлений.

Заметим, что в борьбе с организованной преступностью получение сведений о ранее неизвестных преступлениях -- весьма значимый фактор для решения типичных задач, в которых известны участники организованной преступной деятельности, известно, что они располагают подчас значительными средствами, известно, что они совершают «какие-то преступления», но не известны сами эти преступления.

Часто именно обнаружение фактов совершения преступлений конкретными лицами, состоящими в преступных формированиях, дает ключ к конкретизации оперативных проверок.

В оперативно-розыскной тактике борьбы с организованной преступностью обостряются проблемы наступательности, полноты, объективности сбора информации и особенно конспирации, т.е. реализации важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности.

Если традиционные тактические рекомендации чаще всего строятся на основе исследования механизма развития преступного поведения, способов совершения преступлений, типологии преступников, то в борьбе с организованной преступностью учитываются иные факторы: дислокация основных позиций, занятых лицами, входящими в преступные формирования, их социальное положение, деловые, служебные, политизированные связи на разных уровнях, в различных ведомствах. Моделируются не типичные ситуации совершения преступлений (эти проблемы тактики достаточно полно решены), а вероятные ситуации противоборства, прогнозируются возможные «ходы» представителей преступных формирований, их покровителей. Эти модели и прогнозы приводят к выводам о необходимости, образно говоря, «двойной» конспирации для достаточно длительной зашифровки оперативного интереса не только к лидерам, но и к второстепенным деятелям преступных формирований.

Естественно, такие условия оператизно-розыскной деятельности требуют новых тактических решений при работе в сфере преступных формирований в окружении входящих в них лиц.

Принцип полноты информации в борьбе с организованной преступностью реализуется путем широкого охвата всех возможных видов документов, в которых отражены события, казалось бы, непосредственно не относящиеся к преступной деятельности. Поэтому необходимо иное отношение к учетам как средству оперативно-розыскной деятельности. Имеется в виду не только выход за временные и территориальные параметры, то есть обращение к архивам, учетам других служб и органов внутренних дел, но и выход за ведомственные рамки. В этом отношении поучителен опыт ФБР США, где активно используются сведения на граждан, сосредоточенные в канцеляриях концернов и фирм, страховых компаниях, совместных с иностранцами предприятиях, делах о разделе имущества и оспариванни наследства.

По мере углубления экономических преобразований в России появляются новые варианты документального отражения многих событий, знание которых может быть полезным в документировании, изучении биографий проверяемых лиц, получении их личностных характеристик. Традиционными источниками такой информации являются материалы кадровых аппаратов предприятий, учреждений и учебных заведений, военкоматов, данные учета оружия, охотников, автомотосредств, регистрации нотариальных контор, адвокатур, судебных коллегий по гражданским делам и т.д. Появляются новые документы: регистрации малых и совместных предприятий, фондов, акционерных обществ, финансовых компаний, оформления арендных отношений и др. Все это должно включаться в объекты изучения информации.

Особое внимание должно быть уделено учету информации о правонарушениях тех участников организованной преступности, квалификация действий которых (например имеющиеся признаки подстрекательства) встречает затруднения. В архивных, уголовных и оперативных делах, «отказных материалах», в материалах об административных правонарушениях как раз и могут быть обнаружены факты подстрекательства, укрывательства недоносительства, которые в свое время не получили должной юридической оценки, так как исследовались изолированно, не в контексте вскрытой позже организованной преступной деятельности.

Аналогичный «поворот» могут получить ранее зафиксированные и оставленные без реагирования угрозы убийства, изнасилования (покушения), побои, истязания, причинение телесных повреждений, хранение и изготовление оружия, боеприпасов, наркотиков и другие «побочные» преступления. Насильственные действия могут оказаться элементами устрашения, расправы за нарушение правил преступной среды, принуждения «непослушных» к совершению преступлений. Подделка и подлог документов могут быть элементами реализации более опасных преступных планов или входить в технологию крупного мошенничества, хищений, легализации преступников, действующих под чужим именем.

Как уже отмечено, полнота сбора информации об организованной преступности достигается применением средств оперативной техники для негласной аудио- и видеозаписи по возможности во всех местах, где может возникнуть информация, представляющая оперативный интерес. Причем в оперативно-розыскной деятельности с таким противоборствующим «противником», как участники организованной преступной деятельности, трудно заранее предположить, каково содержание вероятно ценной информации.

Полезными для тактики и последующего доказывания могут оказаться любые факты: встречи с ранее известными и ранее неизвестными лицами (досуговые, деловые, интимные), приобретение ценностей, оружия, валюты, передача документов, денег, посылок, посещение притонов разной окраски и поведение в них и т.д.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности заложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Б соответствии с этим Законом в дополнение к ранее определенному Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» перечнем оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, контроль почтовых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д.) дополнительно введены следующие оперативно-розыскные мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; проверочная закупка.

Закон предполагает, что процесс и результаты проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного учета для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводстве.

Оперативное внедрение предполагает внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества.

Закон не содержит запрещение о том, что оперативное внедрение в целях борьбы с организованной преступностью не может применяться в государственных органах, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности либо в общественных объединениях.

В то же время в ст. 5 Закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

По существу, это оперативно-розыскное мероприятие давно известно (достаточно вспомнить кинофильмы «Место встречи изменить нельзя», «Джентельмены удачи» и др.), но Закон придает этому мероприятию легитимность. Следует отметить, что кроме указанного закона оперативное внедрение предусмотрено п. 14 ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии с этим законодательным актом органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно.

Для дальнейшего развития правового регулирования оперативного внедрения интерес представляет опыт США. Здесь проведение секретных операций Федеральным бюро расследований, Управлением по борьбе с наркотиками, другими спецслужбами и правоохранительными органами США, использование в них негласных сотрудников (иногда термин «негласный сотрудник» переводится как «тайный сотрудник» или «тайный агент». Агент в США означает кадрового сотрудника спецслужб) и осведомителей регламентируется в основном нормативными актами, изданными президентом и генеральным атторнеем (министром юстиции) США.

В этих актах подробно регламентируется порядок использования негласных сотрудников и осведомителей в секретных операциях. Например, Инструкция «О порядке проведения операций под прикрытием» предусматривает использование негласных сотрудников лишь для следующих целей:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.