Рефераты. Общие закономерности возникновения государства и права

Производящая экономика к IV - III тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов - государств.

Итогом неолитической революции явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н. э.). На следующем этапе социально - экономического развития (примерно к IV - III тыс. до н. э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Ефрата, Нила, Инде, Янцзы и других, т. е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и составили к III - II тыс. до н. э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшихся от Средиземного моря до берегов Тихого Океана.

Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества (демографический взрыв), необходимый для существования и развития цивилизаций. Уже на первых этапах своего становления производящая экономика характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать первичный продукт.

Производящая экономика объективно вела к усложнению организаций производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение первобытного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участия в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов.

Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределение его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной - к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая организация производственной деятельности также способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастия верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства.

Таким образом, неолитическая революция - переход человечества к производящей экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные образования, закономерно возникают на социально - экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к IV - III тыс. до н. э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых районах разновременно и независимо друг от друга.

Первоначально они возникают как города - государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники - земледельцы представляют теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно - хозяйственный центр - город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом - государством.

В городе - государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно - хозяйственные, распределительные и информационные системы.

Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма разнообразны: управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление государственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен; защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов - государств; взымание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов; создание институтов для рассмотрения споров; развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

Таким образом, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно - трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне. А возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма - город - государство - также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием неолитической революции.

2. Социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений.

Понимание неолитической революции как рубежа, длящего всю историю человечества на два способа существования и воспроизводства, - на присваивающую и производящую экономику - является также и методологическим ключом к изучению происхождения права, научного познания этого не менее сложного, чем государство, социального института.

Если при изучении процессов происхождения государства основное внимание уделялось обобщению истории организационных форм и социальных структур, существовавших в первобытном обществе, в том числе на этапе его перехода в раннеклассовые общества, а также при функционировании раннеклассовых обществ, то при изучении происхождения права хотелось бы уделить регулятивным началам в жизни этих обществ.

Что и как определило и обеспечивало поведение человека и его различных объединений: общины, клонов и т. д.? Всегда ли существовало право как одно из мощнейших социально - регулятивных средств, или и право, точно так же, как и государство, возникает лишь на определенном этапе развития человеческого общества? Чем отличаются регулятивные системы догосударственных и государственных обществ - вот основные вопросы, которые придется выяснить, чтобы познать причины появления и сущность права, выполнив тем самым основную исследовательскую задачу.

Обратимся в этой связи вновь к социально - экономической сущности присваивающей системы хозяйства. Эта система объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятие рыболовством, в другие способы добывания пищи, в обеспечении жильем и т. п.. Не было в присваивающем хозяйстве и какого - либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах обеспечения локальной группы.

Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризует в целом взаимодействия человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий.

Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение и использование приобретают в таких обществах и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование и существенное воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правило смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно - брачных отношений, закрепление половозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, нормы функционирования потестарных органов управления, процедуры решения споров и т. п. . Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна: они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное сосуществование человека в природной среде, на воспроизводство его как биологического вида.

Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенно иначе. К IV - III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равенства между ними, сменяются сознательным процессом регулирования организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства и т. п..

Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать.

Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда. Половозрастное деление, хотя и сохраняет свое значение, но и дополняется уже иным, социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слой людей, выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, что появление не только публичной власти, но и иной системы регулирования, вызванной к жизни становлением производящей экономики и призванной объективно обеспечить ее функциональное развитие.

Таким образом, на теоретическом уровне можно выделить не только наличие в историческом развитии человечества двух способов хозяйственно - присваивающей и производящей экономики, но и наличие двух принципиально отличных систем регулирования, привязанных к экономическим и экологическим характеристикам этих способов хозяйствования, по всему комплексу материальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них.

И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, составляли достаточно солидную регулятивную систему.

Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можно увидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем - идеализированное существо - покровитель отдельного члена группы или всей группы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была своеобразной Красной книгой.

Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно - семейные отношения, способы приобщения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищения.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и позитивное обязывание.

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. . Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); запрещались похищения женщин и детей, применение оружия на стоянках, воровство, нарушение правил супружеского союза, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. .

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжигание костров и поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения, например, лодок. Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделение человека из природы, и обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособление для удовлетворения потребностей человека.

Санкции. Это еще один из важнейших элементов регулятивной системы присваивающих обществ. Хотя и на сегодня остается бесспорным вывод о добровольном выполнении правил поведения в присваивающих обществах в силу привычного понимания полезности этих правил, подражание, но вместе с тем и эти общества знали различных нарушителей брачно - семейных отношений, пользования участками территорий, тотемных систем и строгое их наказание. В этих случаях к нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть до лишения жизни. Причем санкции не очень четко дифференцировались на реальные и сверхъестественные. И поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни общества, постольку санкции всегда как бы освещались, поддерживались религиозными, сверхъестественными силами.

Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждение, смертная казнь - вот наиболее типичные их формы.

Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, которая и в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в производящей экономике.

3. Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - такой организацией становится государство - и появление нового вида социального регулятора - права.

Формирование права шло несколькими путями. Во - первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.

Во - вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе обычаев стало складываться общее право, в основе которого лежали прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.

Таким образом, право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно выделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм. Это следующие признаки.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно - денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно - трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (если - то - иначе), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволение, запреты, позитивное обязывание), зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д.. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно работает на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией и т. п..

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое - либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы он оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой - либо внешней силой обществу, не появляется по явлению каких - либо культурных героев. Оно, так же, как и государство, одно из условий осуществления политически организованного общества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико - юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только вся совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют и социальную ценность права.

4. Множественность концепций о происхождении государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная), их основные положения.

Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно - правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любом социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.