Рефераты. Национал экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества

3.

В чем же причина такой девиантности?

Определенный интерес для исследователя проблем деструктивного агрессивного поведения представляют и взгляды Альфреда Адлера, одного из создателей своеобразного направления в психоанализе так называемой индивидуальной психологии. Адлер обогатил психоанализ такими идеями, как "комплекс неполноценности", "компенсация и сверх-компенсация, "воля к власти".

Комплекс неполноценности - это психопатологичес-кий синдром и одновременно особая форма мироощуще-ния и поведения отдельных индивидов. Он заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполно-ценности как личности. Формируемое еще в раннем дет-стве "чувство неполноценности" вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения своей недостаточности. Последняя возникает из-за различных неблагоприятных внешних условий и оказывает исключи-тельное влияние на формирование и всю жизнедеятель-ность личности. Позднее это, чувство вытесняется в бессознательное. Парадоксальным является то обстоятельство, что комплекс неполноценности зачастую переходит в комп-лекс превосходства. Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением самоутвердиться любой ценой. Инстинкт превосходства, стремление воз-выситься над другими, подчинить их себе становится оп-ределяющей внутренней силой индивида, главным источ-ником его поведенческой мотивации. Чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, чем больше инди-вид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.

Среди черт характера агрессивной природы Адлер отмечает тщеславие, ревность, зависть, жадность, ненависть, вспыльчивость, мстительность. Все эти аспекты человеческой психологии замешаны преимущественно на чувстве враждебности к окружающим. Они подчиняются одной стратегии: неукоснительно поддерживать чувство превосходства.

Истоки такой ошибочной компенсации ("псевдокомпен-сации") следует, по Адлеру, искать в детстве, в его небла-гоприятных условиях. И здесь следует прежде всего оста-новиться на криминологически важном феномене -"пренебрегаемый, или отвергаемый ребенок". В последние годы повышенный интерес к этой проблеме прояв-ляют видные отечественные криминологи (Ю.М.Антонян, Е.Г-.Самовичев и др.).

Суть проблемы состоит в том, что некоторые родители, в первую очередь матери, не уделяют своим детям того вни-мания и душевного тепла, в которых они так нуждаются. В связи с этим дети чувствуют себя отвергнутыми, нелюби-мыми, незащищенными, постоянно переживают чувства вины и страха.

Пренебрегаемый ребенок никогда не знал, что такое любовь, душевная близость. Люди были холодны к нему. Он думает, и не без оснований, что они всегда будут холодны, что доверять никому нельзя. Сам он не способен к любви и дружбе. Он думает, что эти чувства вообще не существуют. Психологическое отчуждение, таким образом, превра-щается в отчуждение социальное. На этой психологичес-кой основе возникает стойкая установка на деструктивное агрессивное поведение.

Как отмечает современный немецкий психоаналитик Петер Куттер, "предыстория делинквентного поведения ... драматична: делинквентных людей не любили в детстве. По меньшей мере, на них не обращали внимания, их воспитание "запускали", эти люди переживали экстремальное со-стояние "недостатка", дефицита общения и внимания со стороны взрослых. Трагическое последствие этого - острый дефицит в душевных структурах"114 Петер Куттер, "Предыстория делинквентного поведения” // Москва 2001.

4.

Положение усугубляется, если к этому, что бывает довольно часто, присоединяются дополнительные травматизации: с детьми жестоко обращаются, нередко приме-няя телесные наказания, или они воспитываются в усло-виях душевной жестокости и безразличия. Такая ситуация особенно характерна для условий жизни социальных "ни-зов", стиль воспитания в которых тесно связан с наказа-нием. Это не может не иметь существенного криминоген-ного значения. "Ребенок, выросший в подобной среде, продолжает П.Куттер, вряд ли научится чему-то другому, кроме как знанию о наказаниях или жестоком обращении. Подобный опыт "жертвы", пострадавшего, распространяется от него в дальнейшем на других людей. Происходит типичная "идентификация с агрессором" когда насильник проделывает со своими жертвами все то, что проделывали над ним самим в его детстве"115 Так например большинство опрошенных скинов испытывали в детстве насилия в отношении себя.

5 Большой интерес представляют также исследова-ния Данной проблемы сторонниками бихевиаристского направления и, в частности, разработанная в рамках этого направления теория "фрустрация-агрессия", основоположником которой по праву считается американский психолог Джон Доллард.

Фрустрационная теория исходит из постулата, что аг-рессивное поведение обусловлено особым состоянием пси-хики человека, возникающий вследствие непреодолимых препятствий на пути к осуществлению его планов и целей.

Фрустрация - конфликтное эмоциональное состоя-ние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, круше-нием планов, крахом надежд, переживанием крупной не-удачи. Она является непосредственной причиной агрес-сивного посягательства на источник фрустрации (фрустратора), а порой и на объекты, к возникновению фрустрации непричастные. В первом случае агрессия в отношении непосредственных источников фрустрации но-сит враждебный характер, враждебные мотивы рождают-ся на основе индивидуальных потребностей в безопасно-сти, самоуважении, самоутверждении и реализуются путем причинения жертве вреда или ее уничтожения. Во втором - психологическим механизмом агрессии высту-пает вызванное стремлением снять психическое напря-жение смещение насилия на людей, которые вообще не-причастны к возникновению фрустрации. Достаточно того, что они оказались рядом в то время, когда фрустрированный субъект находился в агрессивном состоянии.

Фрустрация особенно возрастает, когда цель близка, но продвижение к ней внезапно приостановлено. Еще более возрастает фрустрация, если препятствия к достижению цели возникают для индивида неожиданно или выглядят нелегитимными. Сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил116 Российский следователь 2002 №1 с.103-105

6.

Так же огромное влияние на формирование современной молодежи сыграл и тот факт, что переход к рыночным отношениям своими глобальными проблемами заслонил воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, созданная в 70-х -- начале 80-х годов с таким трудом и затратами, было раз-рушена. Однако возврат к положительному опыту неизбе-жен, так как стабилизация правовой жизни и успех рефор-мы в стране невозможны без признания значимости идеи правового просвещения. Так что уровень правосознания нового поколения оставляет желать лучшего (см. приложение).

Важно то, что правовое просвещение в нынешних условиях не может всецело опираться на старые рекомендации. Необходимы новые организационные формы обу-чения населения, и особенно несовершеннолетних, пра-ву; необходимо выделение актуальной для нашего време-ни правовой информации как предмета пропаганды; тре-буются исследования особенностей правосознания раз-личных слоев общества, новых видов и проявлений де-формаций правосознания, их связи с противоправным поведением.

Воспитание вообще призвано обеспечить передачу новым поколениям общественно-исторического опыта предшественников. В этом процессе правовое воспитание занимает самостоятельное место, ибо оно связано с фор-мированием специфической части сознания личности. Об-щественный правовой опыт учит уважительному отноше-нию к праву, соотнесению поступков с его требованиями. правильному поведению. А это главная цель любого дру-гого воспитания -- нравственного, эстетического и др.

Использование различных понятий -- воспитание, просвещение, пропаганда -- отражает специфику мето-дов доведения правовой информации до различных слоев населения, но цель этой деятельности остается общей -- воздействие на взгляды, убеждения и поведение человека.

С точки зрения задач правового воспитания в настоя-щее время особую актуальность приобретает содержа-тельная сторона правового сознания. Именно с понимани-ем содержательной стороны правосознания связаны ожи-дания в наведении правопорядка и воздействия на пре-ступность, особенно на ее наиболее уязвимую часть, свя-занную с подростковой и молодежной делинквентностью.117 Сапрунов А.Г. Социальный м правовой регулятор девиантного поведения молодежи (теория и практика): Монография. - М, 1999

7

Именно поэтому в программе правового воспитания несовершеннолетних первое место должно занимать разъяснение социальной ценности права вообще и роли права в жизни каждого отдельного человека в частности. Основными принципами правового воспитания, определя-ющими его содержательную часть, должны стать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, рав-ноправия граждан, неразрывной связи прав и обязаннос-тей, сочетания убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за проступок.

Другим аспектом формирования правосознания несо-вершеннолетних должна стать правовая пропаганда. Опираясь на усвоение массами правовых идей и опыта, правовая пропаганда организует поведение людей в со-ответствии с принципами демократии и законности.

Уважение к праву, морали, нравственности и прави-лам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Именно с детских лет ребенок должен знать, что общество, предоставляя определенные право, требует выполнения обязанностей и запретов, а также понимания их назначения.

Главным становится вопрос, каким образом сформи-ровать заданную направленность поведения несовершен-нолетнего. Воздействие правовой пропаганды на подрастающее поколение должно допол-няться правовой пропагандой, адресованной совершен-нолетним лицам.

Воздействуя на родителей, следует привлекать их вни-мание к воспитанию должного правосознания у своих де-тей. Правовая осведомленность родителей различна в за-висимости от возрастных, профессиональных и иных соци-ально-демографических особенностей личности. Необхо-димо достижение хотя бы минимума представлений о пра-ве каждым родителем. Это даст ему возможность передать свои знания несовершеннолетним детям. Знание родителя-ми только норм морали, нравственности, обычаев и тради-ций может не обеспечить необходимого воспитания подра-стающего поколения. Однако знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою регу-лятивную функцию в поведении личности, когда сочетается в правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической го-товностью к их соблюдению.

В правовом просвещении и пропаганде особо велика роль школы и средств массовой информации. К со-жалению, даже в московских школах нет учителей с высшим юридическим образованием, которые могли бы вести пра-вовые дисциплины. Поэтому для повышения качества преподавания правовых дис-циплин в школах существенную помощь могут оказать сту-денты, аспиранты, преподаватели юридических вузов и факультетов, практические работники правоохранитель-ных органов.118 Гришанин П.Ф., Чапурко Т.М. Задачи предупреждения пре-ступлений совершеннолетних мерами уголовно-провоэого воздействия / Уголовная политика и реформа уголовного законодательство: Труды Академии МВД РФ -- М., 1997. С. 129-134.

8

В нашей стране в силу как объективных, так и субъек-тивных факторов наблюдается дальнейшее снижение вос-питательной роли семьи, ближайшего окружения, учебных заведений практически всех типов. Основная масса подра-стающего поколения читает все меньше и меньше. В связи с этим возрастает роль средств массовой информации в правовом просвещении и правовой пропаганде несовер-шеннолетних.

Необходимо учитывать, что влияние СМИ во многом определяется степенью соответствующей подготовленнос-ти контингента. Если подросток нравственно не сформиро-ван, является потенциальным девиантом, то примитивизм, насилие, сексуальная распущенность, негативное отношение к религии, культивирование “красивой”, но не реальной для большинства людей жизни на экранах телевизоров, являются причиной дальнейшей деградации подростка и отнюдь не способствуют росту правосознания.

В условиях резкого падения нравственности народа, общей и правовой культуры, прежде всего среди молоде-жи, такое состояние современных СМИ уже становится опасным и грозит более тяжелыми последствиями для на-стоящего и будущего страны и общества.

В связи с этим предлагаются следующие организационные меры по правовому воспитанию несовершеннолетних:

-- включение в учебные программы образовательных учреждений обязательного курса по основам права;

-- образование Центра правового воспитания, од-ной из обязанностей которого стал бы мониторинг право-сознания несовершеннолетних;

-- координация деятельности всех субъектов правово-го воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная работа с “трудными” подростками не должна ограничиваться непосредственным общением с ними работников системы органов внутренних дел -- ве-дущим фактором роботы по профилактике противоправ-ного поведения подростков должно стать взаимодействие со школой и работа с их ближайшим окружением. При ра-боте с несовершеннолетними необходимо учитывать тот факт, что становлению социально-позитивного правосоз-нания способствует оптимизация ценностных ориентации в сфере образования и трудовой деятельности.

Главной задачей в становлении современной молодежи должна стать не попытка навязывания тех ценностей, которые по началу могут показаться трудными для восприятия, а стремление заинтересовать подростков, дать возможность поверить в красоту и многогранность правовой жизни, стереть гнусные стереотипы о праведности и гуманности преступников, навязываемые нам СМИ, дать им возможность реализовать себя тем или иным законным способом.

Повышения уровня нравственного общеобразовательного воспитания, пропаганда здорового образа жизни на таком уровне, чтобы “шатание” по улицам с бутылкой пива в руке вызывало бы у сверстников недоумение. Для этого необходимо повышать религиозный или общефилософский подход осмысления жизни, дать понять, что жизнь дается один раз и ее нужно прожить достойно. Это и многое другое так тщательно исковерканное СМИ в своем правильном виде позволит заполнить пробелы в нравственном образовании современной молодежи.

Таким образом, как нам представляется, в настоящее время нужны специальные усилия государственных и муни-ципальных органов управления по формированию долж-ного уровня сознания и правосознания несовершеннолетних.

Заключение

В ходе проведенного мной исследования стало ясно, что так называемый иррациональный экстремизм119 С.М.Иншаков Криминология //Юриспруденция М.2000

9 - итог неграмотных преобразований большинства сфер жизни общества. Недостаток внимания к данной проблеме и сегодня продолжает усугублять данное положение.

Процесс реформирования тоталитарного советского государства в свободное демократическое оказался очень сложным и неоднозначным. В мясорубку преобразований были затянуты все сферы общественной жизни. Коммунистическая идеология разрушена, взамен ничего не создано. Коррупция в высших эшелонах власти привела к политическому и в дальнейшем к экономическому кризису в стране. Следствием чего явилось свертывание социальных программ и появления огромной армии безработных в результате резкое снижения уровня жизни и как результат не способность родителей, обремененных своими заботами, реагировать на проблемы своих детей. Таким образом дети из неблагополучных семей в прямом и переносном смысле оказались выброшены на улицу. Десятилетний идеологический вакуум, отсутствие патриотического и морального воспитания не могли не сказаться на подрастающем поколении. И вот предоставленные сами себе в процессе становления их как личностей, они впитали в себя все отрицательные явления перестроечного мира, а агентами их социализации стали не семья и государство в лице учреждений, в которых проявляется патерналистическая забота о молодежи, а СМИ со своей подчас деструктивной информацией. Распространение проституции, порнографических и иных нецензурированных материалов сильно повысило уровень социальной дезорганизации, а смерть и насилие стали некой естественной нормой в период постоянных военных действий в Чечне.

Вскоре по месту жительства или совместного проведения досуга стали складываться хулиганские группировки. Именно в них эта молодежь нашла некую социально-психологическую отдушину, а единственным способом сублимации своей внутренней пустоты стали наиболее дерзкие формы и способы преступного поведения.

Этот вопрос, требующий внимательного и глубокого изучения, не может быть решен в рамках принимаемого Госдумой закона о противодействии экстремизму без иных социальных реформ отдельных сфер жизни общества. Но пока власти медлят и отказываются обращать внимания на иррациональный экстремизм молодежи, во дворах своих домов, новое подрастающее поколения создает себе новых кумиров - “борцов за правду” - бритоголовых убийц.

Приложение

В рамках изучения иррационального экстремизма мною было проведено исследование в форме полузакрытого анкетирования, целью которого было выяснить являются ли наши скинхеды истинными приверженцами фашистской идеологии или просто это одна из форм устранения духовно-нравственной пустоты, а также выяснить уровень их правосознания.

В ходе исследования было опрошено 30 респондентов в возрасте от 16 до 22 лет, считающих себя скинхедами. Для исследования была предложена следующая анкета. (Специфика данной анкеты в том, что она предназначена для анкетирования лишь приверженцев фашистских взглядов т.к. по мнению автора этой работы так называемые redskins - не расисты - не представляют опасности для общества).

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.