Рефераты. Модели управления советской адвокатурой в годы большого террора (1936 - 1938 гг.)

Защитник Б. Тиховский предлагал ввести строгую систему отбора кандидатов в коллегии и увеличить срок испытательной практики до двух-трех лет. Он же предложил ввести систему трудодней для наиболее точной оценки работы адвокатов. Защитник И. Зильберман из Симферополя соглашался с необходимостью обязательной стажировки адвокатов. Отличительная черта его проектов - последовательное закрепление адвокатского самоуправления. Зильберман решительно отрицал руководство адвокатами со стороны судов, право Наркомюста вмешиваться в форму оплаты труда и кадровую работу коллегий адвокатов. Он предлагал создать "Всесоюзный Совет Коллегии защитников при НКЮ СССР", а на уровне республик - союзно-республиканские коллегии, которые и должны были решать основные вопросы деятельности адвокатуры. В проектах Зильбермана не было ни одного слова о полномочиях НКЮ.

Проекты НКЮ СССР, направленные в Правительство в июне 1937 г., лежали без всякого движения. Тогда Крыленко издал ряд приказов, которые ввели часть актов, разработанных отделом защиты, в действие. 13 октября 1937 г. была введена Инструкция о выборах президиума и ревизионной комиссии коллегии защитников (Приказ Наркомюста СССР N 116). В ней съезд коллегий защитников именовался общим собранием. Общее собрание избирало президиум, ревкомиссию, председателя президиума, председателей коллективов и бюро коллективов. Вводилось тайное голосование. Кандидатуры обсуждались на общем собрании. Избранными считались лица, набравшие 50% + 1 голос от числа присутствовавших на собрании. Выборы признавались действительными, если на собрании присутствовало более половины делегатов, за исключением отсутствующих по уважительной причине (т.е. могло быть и меньше половины). Выборы могли быть отменены НКЮ союзной или автономной республики.

В течение месяца после введения в действие Инструкции Наркомюста выборы не были проведены. 27 - 28 ноября 1937 г. в Москве состоялось совещание начальников отделов судебной защиты и юридической помощи НКЮ союзных республик. На совещании было указано, что во многих коллегиях защитников в 1937 г. не были проведены перевыборы президиумов (например, в Киевской коллегии выборы не проводились четыре года, в Челябинской - два года и т.д.) и они состояли из кооптированных лиц. Не проводились выборы бюро и председателей коллективов защитников. В РСФСР в 700 районах не было ни одного защитника (в целом по СССР - в 1000 районах). Больше половины защитников были сосредоточены в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове и Тбилиси. При этом на одного члена коллегии защитников в Москве приходилось 3,5 тыс. человек населения, в Ленинграде - 10 тыс., а в Казахстане 70 тыс. Число коммунистов среди адвокатов было признано недопустимо малым (6,1%). На совещании прозвучала информация, что многие председатели президиумов оказались врагами народа и были арестованы НКВД. Было проведено много ревизий, но безрезультатно. В наркоматах юстиции Киргизии, Грузии, Армении и Туркменистана не было начальников отделов судебной защиты. На совещании было отмечено и то, что многие суды третируют защитников. По итогам совещания принята резолюция о проведении перевыборов президиумов коллегий защитников до 1 февраля 1938 г. НКЮ республик должны были обеспечить проведение аттестации всех членов коллегий защитников до 1 апреля 1938 г. Им также предписывалось привлекать "к уголовной или дисциплинарной ответственности всех судей, препятствующих защитникам выполнять возложенные на них Конституцией обязанности" .

31 декабря 1937 г. НКЮ РСФСР издал Приказ N 101 о проведении перевыборов до 1 февраля 1938 г. Приказ был принят во исполнение резолюции совещания и в развитие Приказа НКЮ СССР N 145 от 16 декабря 1937 г. "О результатах проверки работы Ростовской коллегии защитников", обязывающего созвать общее собрание и переизбрать президиум Ростовской коллегии. В большинстве коллегий выборы были проведены в декабре 1937 г. - феврале 1938 г. Несмотря на присутствие на выборах работников наркомюстов и партийных деятелей, в отдельных коллегиях лояльные режиму кандидатуры были "забаллотированы". Характерно, что многие протоколы этих зимних собраний либо отсутствуют в материалах архивов, либо составлены в самых общих формулировках. Обновленные президиумы до конца 1938 г. восстанавливали штаты и структуру коллегий защитников, при этом во многих коллегиях вновь разгорелись конфликты между президиумами и коммунистами.

НКЮ СССР 4 ноября 1937 г. издал Приказ N 126 о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий защитников. В документе отмечалось, что рассмотрение дел в президиумах коллегий задерживается на три - шесть месяцев и более, президиумы на многие месяцы задерживают направление материалов дисциплинарных дел в органы Наркомюста, дела неосновательно прекращаются или, наоборот, налагаются необоснованные взыскания. За год НКЮ восстановил в правах 30 защитников из 81, жалобы которых предварительно рассматривались в НКЮ союзных республик. Приказом был введен месячный срок рассмотрения дисциплинарного дела в президиуме и 15-дневный - в НКЮ союзной республики. Дела должны были рассматриваться в присутствии заинтересованного члена коллегии защитников.

Весной 1937 г. Наркомюст СССР разработал проект Положения о государственной адвокатуре. М.В. Кожевников поначалу выступал против этого института, считая его в лучшем случае временным явлением. Однако впоследствии он стал горячим приверженцем проекта. Предусматривалось создание государственной адвокатуры в районах, не укомплектованных защитниками (это почти весь восток СССР). По проекту Положения органы юстиции назначали уполномоченных по государственной адвокатуре в областях. 10 сентября 1937 г. проект поступил в Совет народных комиссаров СССР. Идея государственной адвокатуры вызвала неприятие со стороны А.Я. Вышинского, который подверг проект резкой критике. Крыленко защищался, приводя старые аргументы о нехватке адвокатов. По предложению Народного комиссариата финансов СССР на 1938 г. были выделены штаты на 200 государственных защитников (в РСФСР - на 110), однако Положение о государственной адвокатуре не было утверждено. В феврале-марте республиканские отделы защиты наркоматов юстиции стали подбирать кадры для госзащиты. Но новые защитники назначались вовсе не в отдаленные районы, а в крупные города. Таким образом, план Н. Крыленко по "выдавливанию" адвокатуры стал для всех очевиден. В Москву посыпались жалобы защитников. Начался открытый конфликт органов юстиции и адвокатов.

Весной 1938 г. вопрос о госзащите вылился в резкий конфликт между М.В. Кожевниковым и новым наркомом юстиции Н.М. Рычковым, который приказал приостановить организацию этого института. В одном из своих писем начальник отдела судебной защиты Наркомюста СССР назвал это решение неправильным. Н.М. Рычков настаивал на том, что существование двух форм защиты недопустимо, и просил СНК СССР снять этот вопрос с рассмотрения. В результате конфликта М.В. Кожевников был удален со своего поста. Примечательно, что впоследствии М.В. Кожевников "забыл" о своей позиции и подвергал теорию государственной адвокатуры критике.

В феврале 1938 г. многие сотрудники НКЮ СССР были арестованы, разгром наркоматов союзных республик продолжался с лета 1937 г. до весной 1938 г. Так, в течение 1937 г. в НКЮ Узбекистана было арестовано три начальника отдела судебной защиты, и все они оказались врагами народа. В Грузинской ССР и Украинской ССР начальники отделов судебной защиты республиканских наркоматов юстиции также были арестованы как враги народа.

Приказ нового наркома юстиции СССР N 28 от 29 марта 1938 г. отменил большинство приказов Н. Крыленко, в том числе приказы, относящиеся к адвокатуре. 7 мая 1938 г. при наркоме состоялось совещание работников Наркомата юстиции СССР и Наркомюста РСФСР с московскими и ленинградскими адвокатами "о деловых отношениях с отделами судебной защиты". Адвокаты возмущались произволом со стороны этих отделов, выражали недовольство навязыванием кандидатов в члены коллегий, отменой постановлений президиумов адвокатских коллегий, критиковали уравнительный проект оплаты труда. Руководители НКЮ РСФСР спорили с ними по персональным делам, указывали на чрезмерно большие заработки адвокатов. К неудовольствию работников наркоматов, Н.М. Рычков в целом поддержал позицию защитников.

Тем временем прежние позиции НКЮ СССР были подвергнуты жесткой критике в юридической печати. Система оплаты труда в коллегиях была названа "вредительской", так как вызывала противостояние адвокатов с судом и прокуратурой. Авторы статей обсуждали застарелые проблемы адвокатуры, относя их на счет прошлого руководства НКЮ СССР. Общий смысл высказанных в печати критических замечаний сводился к выводам о необходимости усиления контроля государства над адвокатурой. Работа отдела судебной защиты НКЮ СССР была подвергнута суровой критике ревизором КСК СССР Р.С. Землячкой и обсуждалась на партийных собраниях, совещаниях и в активах НКЮ СССР.

В этих условиях руководство органов юстиции не спешило активизировать работу в отношении адвокатуры. Нарком юстиции РСФСР Дмитриев не выпустил в 1938 г. ни одного приказа по деятельности защитников, а союзный нарком Рычков подписал только 4 приказа (из 102). В Украинском Наркомюсте отдел судебной защиты был даже временно закрыт. Органы юстиции вновь обратили внимание на адвокатуру лишь в конце 1938 г. В ноябре - декабре 1938 г. НКЮ РСФСР обследовал работу коллегий защитников Саратовской, Архангельской, Московской областей, Адыгейской автономной области, Дагестанской АССР и других регионов. 22 декабря 1938 г. директива НКЮ СССР санкционировала последнюю крупную чистку в рядах адвокатов, после проведения которой удельный вес коммунистов в коллегиях, к удовольствию властей, наконец-то стал повышаться.

При секции судоустройства Всесоюзного научно-исследовательского юридического института (ныне Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - прим. ред.) была создана научная группа, которая разрабатывала Положение об адвокатуре и методические материалы для адвокатов. В новом проекте Положения, принятом в 1939 г., были воплощены одни и отвергнуты другие идеи Положения 1937 г. .

Опыт работы отдела судебной защиты Наркомюста СССР за полтора года очень важен для понимания ситуации, сложившейся в системе юстиции в годы Большого террора. Была предпринята первая попытка установления реального административного контроля над адвокатурой, что встретило активное сопротивление адвокатуры. Решительные действия и проблемы внутри самих органов юстиции защитников привели к тому, что адвокаты стали оказывать реальное воздействие на характер изменений устройства органов защиты. В итоге административный контроль стал терять всякий смысл. Лишь после смены руководства и многочисленных чисток и арестов адвокатура стала несколько более послушной, в основном за счет того, что властям удалось увеличить количество коммунистов в рядах защитников.

Литература

1. "НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АДВОКАТА: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В.А. Вайпан) (ЗАО Юстицинформ, 2006)

2. "ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА ПРАВА"
(А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына) ("Адвокат", 2006, N 7)

3. "КОДЕКС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЛИ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В.И. Еременко) ("Адвокат", 2006, N 7)

4. "О РАЗВИТИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ"
(Ю.Я. Чайка) ("Адвокат", 2006, N 7)

5. "АДВОКАТ И КОРРУПЦИЯ"
(К.В. Бубон) ("Адвокат", 2006, N 6)

6. "РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ"
(И.С. Яртых) ("Адвокат", 2006, N 6)

7. "ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ"
(Л. Юрьева) ("Адвокат", 2006, N 6)

8. "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ"
(А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына)
("Адвокат", 2006, N 6)

9. "ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА АДВОКАТА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ СУДА"
(В.В. Варфоломеев) ("Юрист", 2006, N 6)

10. "РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(М.А. Шелоумов) ("Мировой судья", 2006, N 6)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.