Рефераты. Личные права и свободы граждан

§ 5. Право на защиту чести и доброго имени

Большую роль в уяснении природы рассматриваемого пра-ва играет защита чести и доброго имени гражданина.

Консти-туционное право на защиту чести и доброго имени конкрети-зируется в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Это возлагает на всех граждан и дол-жностных лиц обязанность поддерживаться от вмешательств» против воли человека в сто частную жизнь, в случае необходи-мости требовать от компетентных органов ограждения его чес-ти и доброго имени от незаконных посягательств.

Поэтому граж-данин вправе требовать по суду наряду с опровержением поро-чащих сведений возмещения убытков н морального вреда, при-чиненных их распространением.

§ 6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те-леграфных и иных сообщений

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те-леграфных и иных сообщений является одной из основных гарантий нрава на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреп-лено почти во всех современных конституциях, включая Кон-ституцию РФ (п. 2 ст. 23). Ограничение этого права допуска-ется только на основании закона и судебного решения. Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в по-рядке, установленном Уголовно-процессуальным Кодексом, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200. а также Федеральным законом РФ or 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607. За нарушение тай-ны переписки устанавливается уголовная ответственность, которой подлежат не только должностные лица, но и граждане.

Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни.

Очевидно, что соответствующее законодательство требует достаточно де-тальной регламентации. В частности, к органам, занятым сбо-ром и обработкой информации о гражданах, должны предъявляться четкие требования, закрепленные в Законе.

Например, без согласия лица сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни недопус-тимы; собираемые персональные данные должны соответство-вать целям сбора и использования этих данных. По общему правилу нельзя ограничить права граждан на основе использо-вания информации об их социальном происхождении, о расо-вой, национальной, языковой, религиозной и пр. принадлежнос-ти. Гарантируется это субъективное право судебной защитой.

§ 7. Право на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища означает, что ник-то не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Таким образом, ненарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности.

По закону нарушение неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответ-ственность. В РФ указанное право принадлежит всем гражда-нам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной и беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождает-ся ограничительными оговорками. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 179.

В отдельных случаях, пре-дусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, За-коном об оперативно-розыскной деятельности допускается втор-жение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, напри-мер в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений, борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

§ 8. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным язы-ком

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность.

Фактичес-ки это право личности на свободное этническое самоопреде-ление, реализуемое как возможность выбора собственной куль-турной идентичности и право удовлетворять интересы и зап-росы, связанные с этнической принадлежностью.

В этом пра-ве объективно обосновывается понимание нации как «согражданства», поэтому указание своей национальной принадлеж-ности - это не обязанность, а право человека.

Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискрими-нации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным язы-ком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-право-вых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование род-ным языком трудно переоценить. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 204.

С одной стороны, оно позво-ляет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного народа, с дру-гой - дает возможность народам развивать свой язык, куль-туру, сохранять традиции, поддерживать национальные обы-чаи.

§ 9. Право на свободу передвижения и выбора места пре-бывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну

Право на свободу передвижения и выбора места пре-бывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафик-сировано во всех основополагающих международно-право-вых актах о правах человека.

Указанное право является су-щественным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития челове-ка, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантируемое пра-во.

Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120. : это место постоянного или преимущественного прожи-вания гражданина.

Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничива-ла свободу передвижения, ставила каждого гражданина под глас-ный надзор государственных органов.

В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует проце-дура регистрации по месту жительства, которая носит не разре-шительный, а уведомительный характер.

Дееспособные граж-дане по своему усмотрению избирают место жительства, а ком-петентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного харак-тера; свобода передвижения может стать объектом предусмот-ренных законом ограничений, необходимых для охраны госу-дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бед-ствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное по-ложение.

§ 10. Свобода совести

Одной из фундаментальных духовных свобод является сво-бода совести. Свобода совести в этическом плане - это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеж-дениями, его независимость в моральной самооценке и само-контроле своих поступков и мыслей. В то же время историчес-ки свобода совести приобрела более узкое понимание - сво-бода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести - обязательная предпо-сылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологичес-кого господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести означает право человека исповедовать лю-бую религию или не исповедовать никакой, отправлять религи-озные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Госу-дарство устанавливает систему специальных гарантий, обеспе-чивающих это и рано.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях». Гарантии свободы совести и религии включают:

равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и не-нависти на религиозной почве;

отделение религиозных и атеистических объединений от государства;

светский харак-тер системы государственного образования;

равенство религий, религиозных объединений перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отно-шения к религии, в законную деятельность религиозных объе-динений. Каждый гражданин может свободно высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме. Граждане, пожелав сообща исповедовать определенную религию, объединяются в религи-озные общества и на основе разработанных уставов осуществ-ляют свою деятельность, не спрашивая па это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стан-дартами право на свободу совести связано с обязанностью ува-жать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, нака-зывается по закону. В уголовно-правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 221.

Гражданским правам в посттоталитарном обществе дол-жен быть возвращен их подлинный первоначальный смысл, со-стоящий в ограждении индивидуальных интересов личности, обособлении их от государственного вмешательства и подавле-ния. Поскольку личные права и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении объективно заинтересовано все общество.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, № 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711. предусмотрена широкая система гаран-тий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования едино-верцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

Заключение

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20- 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой сте-пени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключают-ся в следующем:

эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны, напрямую с при подложностью к гражданству государства, не вытекают из него;

эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

Список используемой литературы:

Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.

Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, № 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

Баглай М. В. Конституционное право РФ, учебник. - М., 2004.

Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право РФ. - М., 2001.

Конституционное право. Учебник. / Под ред. Лазарева В.В. - М.: «Юристъ», 2004.

Конституционное право. Учебное пособие./Авт. и сост. Богданова Н.А. М.: «Владос», 2003.

Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005.

1. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Особое место в законодательстве Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", статья 1 которого указывает на то, что он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В частности, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.

2. В правовой теории и практике под правами понимается степень дозволенного, а свобода - это степень возможного. Но это не значит, что человек не может воспользоваться своими правами, если они законодательно не закреплены. Ряд прав (так называемых естественных) принадлежит человеку от рождения и до смерти, они являются неотчуждаемыми, не зависящими от власти, государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.