Рефераты. Личные права

Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две при-чины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сло-жившимся порядком опубликования тех или иных произведе-ний (передовых статей в газетах и журналах, статей в справоч-никах и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согла-ситься с таким положением и запретить использовать созданное им произведение без указания его имени. Если же автор не воз-ражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема ано-нимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведе-ние. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о рас-крытии имени решается на их усмотрение, если автором не ос-тавлены специальные указания.

Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое про-: изведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользовате-ли произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произве-дений, право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и ис-пользовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закреп-ляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанес-ти ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об автор-ском праве и смежных правах").

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании; произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллю-страциями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произве-дения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произ-ведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке про-изведения к обнародованию право на его защиту от искаже-ния, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор обычно тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская прав-ка, урегулируются вопросы, связанные с размещением мате-риала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным ап-паратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, под-писывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каж-дым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает со-гласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, ут-вердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде. Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информацион-ных целях из обнародованных произведений в объемах, оправ-данных целью цитирования, воспроизведение в обзорах теку-щих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произве-дение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не мо-жет, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репута-ции, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В ст. 29 Закона "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства и право на имя, не переходят по наследству, но наследники име-ют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечи-вают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое ли-цо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его преди-словиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При от-сутствии наследников неприкосновенность произведения обес-печивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором вопло-щено произведение. Любые действия собственника, не обеспе-чивающие сохранность произведения (внесение изменений, пе-ределка, разрушение), могут квалифицироваться как наруше-ния права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы 3. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из сов-хозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле вои-нов, погибших в годы Второй мировой войны. В 1986 г. наслед-ница автора и актриса 3. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Перво-начально указанное требование было отклонено с мотивиров-кой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотре-нию. Но судом такие действия совхоза были признаны наруша-ющими неприкосновенность произведения. Использование скуль-птуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздейст-вия. К тому же суд счел, что установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требо-вания заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для ути-литарного использования. Например, владельцы зданий и со-оружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собст-венник совершает эти действия исключительно с целью нару-шить авторское право, это может быть расценено как злоупот-ребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту.

При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запреще-ния обнародования произведения или прекращения его распро-странения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возмож-ность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Помимо этого, указанное право непосредствен-но затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента об-народования произведения начинают действовать установлен-ные законом ограничения прав автора, связанные с возможно-стью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны аноним-ных произведений исчисляется с даты их правомерного обнаро-дования (ст. 27 указанного закона). Если автор считает, что про-изведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и спо-собе обнародования решается автором самостоятельно. Он мо-жет обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литера-турное произведение может быть обнародовано через опублико-вание, публичное исполнение, передачу в эфир и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения, всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произве-дение нельзя, не реализовав, например, право на опубликова-ние, право на публичный показ, право на публичное исполне-ние. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес ав-тора и может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнаро-довать произведение помимо его воли. Это касается и произве-дений, созданных им в связи с выполнением служебных обязан-ностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ря-де случаев может рассматриваться как нарушение им обязан-ностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им на заказ. Однако принудить автора к обнародова-нию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об ав-торском праве и смежных правах". В соответствии с п. 2 ст. 15 закона автор имеет право отказаться от ранее принятого реше-ния об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано, публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убыт-ков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземп-ляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть раз-ными, например изменение его творческих взглядов или миро-воззрения, возникновение новых внешних обстоятельств, жела-ние использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные но-сители произведений, подлежащих отзыву. Действующее зако-нодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права соб-ственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об автор-ском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под по-следними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для необнародованного произведения) или восста-новление (для обнародованного произведения) правового стату-са необнародованного произведения. Оно может быть вновь до-ведено до широких масс только самим автором или с его согла-сия, на него не распространяются никакие изъятия из автор-ского права. Следует помнить, что авторы служебных произве-дений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно пе-реходит по наследству. Однако объем правомочий наследников, определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действу-ющее законодательство не устанавливает каких-либо ограниче-ний прав наследников в отношении обнародования произведе-ний умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование в Законе "Об авторском праве и сме-жных правах" особо не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Данное право представляет собой признаваемую за автором возможность вы-пуска в обращение экземпляров произведения в количестве, дос-таточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что, хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущест-венных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами от-дельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19). Ос-новное содержание рассматриваемого права состоит в самостоя-тельном решении автором вопроса о выпуске в обращение мате-риальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то дру-гим субъективным авторским правом. Если произведение публи-куется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный инте-рес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произ-ведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, ав-тор способствует распространению произведения. Однако каж-дое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпля-ра произведения. Даже если эти экземпляры будут распростра-нены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубли-кованием, так как для последнего необходим выпуск в обраще-ние количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отноше-нии конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение осталось неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произве-дения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же закона) и т.д.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.