Рефераты. Коррупция

Таблица №: местность проживания субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

местность проживания

абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

город

176

71,54

179

71,89

сельская местность

16

6,50

37

14,86

нет данных

54

21,95

33

13,25

всего:

246

100

249

100

Таблица №: образование субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

образование

абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

среднее

41

16,67

114

45,78

высшее

94

38,21

36

14,46

среднее специальное

43

17,48

45

18,07

неоконченное высшее

6

2,44

12

4,82

нет данных

62

25,20

42

16,87

всего:

246

100

249

100

2.3. Общая характеристика взяточничества и коррупции в регионах

Пример центра оказался исключительно заразителен для регионов. Опыт последних лет наглядно свидетельствует, что в отличие от советского периода современная российская фе-деральная власть уже не способна также эффективно принуждать региональную элиту к таким действиям, которые со-гласуются с ее собственными интересами. Центробежные тенденции в середине 1990-х годов заметно усилили автори-тет и влияние руководителей субъектов Федерации, а в большинстве национальных образований сделали их почти абсолютными.

Используя данную ситуацию, региональная и местная впасть без особой оглядки на центр активно и целенаправ-ленно вмешивается в функционирование предприятий и рас-пределение собственности, решая не только общегосударст-венные задачи, но также реализуя собственные, порой корыстные, стремления. Не все региональные лидеры априори правонарушители и коррупционеры, но то, что многие из них, так или иначе, связаны с бизнесом и имеют в нем собственные интересы факт неоспоримый. Это, в частности, подтвердил Генеральный прокурор Российской Федерации на совещании прокурорских работников 11-12 января 2001 года, заявив, что региональные властные элиты тесно связаны с представителями финансово-хозяйственных структур, в том числе сформировавшихся и существующих на криминальных капиталах.

Сведения о количестве зарегистрированных преступлений за январь-август 2002 г. всего по России по взяточничеству: Статистика Генеральной прокуратуры РФ.

Таблица: статистика взяточничества

Федеральные округа

2001 г.

2002 г.

Центральный

1846

1792

Южный

841

871

Приволжский

1025

984

Уральский

424

323

Сибирский

705

725

Дальневосточный

213

236

Северо-Западный

499

391

Всего по России:

5903

5794

Некоторые главы субъектов Федерации и высокопоставленные чиновники их администраций, руководители муниципальных образований устанавливают тесные и отнюдь не бескорыстные связи с представителями хозяйствующих субъектов, оказывают им государственную поддержку из бюджетов в ущерб решению социальных проблем территорий. Не давая оценку амораль-ности подобных связей, а также того, что многие из них но-сят откровенно криминальный характер, следует признать, что по объему реально осуществляемых полномочий сегодня государство опасно деформировалось в сторону регионов.

Однако какие бы причины ни лежали в основе этого по-ложения, объективные или искусственно созданные, следует иметь в виду, что эта ситуация изначально служит фундамен-тальной экономической предпосылкой для формирования и усиленного развития коррупционных отношений как в ре-гионах, так и в стране. Соответственно и коррупционные от-ношения сегодня в значительной мере задаются именно со стороны регионов.

Здесь наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц широко используются новые: пре-доставление льготных кредитов коммерческими банками, оп-лата зарубежных поездок, выплата необоснованно высоких гонораров за лекции и публикации, в том числе готовящиеся (так называемая предоплата научных и прочих несостояв-шихся трудов), оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемых должностей (весьма распространенным явлением стало привлечение государственных служащих в качестве консультантов, референтов и т.д.), включение в со-став коммерческих, предпринимательских структур или со-учредителей членов семьи, предоставление работы по со-вместительству и т.д.

По данным ГУБОП МВД России за 1998-1999 г. г. к уго-ловной ответственности за преступления против государст-венной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления привлечены около шес-тидесяти ответственных должностных лиц регионального уровня. Среди них 3 губернатора (правда, бывших), около двух десятков вице-губернаторов, мэры и вице-мэры круп-ных городов, руководители законодательных собраний, ми-нистры регионального уровня. Основная часть дел касается получения взяток и хищения бюджетных средств. Методы злоупотреблений вполне традиционны: нецелевое использо-вание кредитов, прокручивание бюджетных денег в «нуж-ных» банках, продажа зданий, оборудования и техники по заведомо заниженным ценам или, наоборот, их покупка у «своих» поставщиков по ценам намного выше рыночных, протек-ционизм нужным бизнесменам в конкурсах и тендерах на по-ставки сырья, энергоносителей, продовольствия. Кроме того, возбуждено несколько дел по неуплате налогов и одно по клевете и ложному доносу - по этим редким для российской судебной системы статьям был обвинен и арестован мэр Улан-Удэ В. Шаповалов. По отмеченным делам региональные чиновники в совокупности незаконно изъяли из местных бюджетов и положили в карман себе и своим «подельникам» сумму, эквивалентную 84 миллионам долла-ров США. Причем это лишь то, что удалось доказать и положить в основу обвинения. Не вызывает сомнений, что эта сумма, как минимум, на несколько порядков меньше реального ущерба.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327 «Об одобрении и представлении на утверждение Президенту РФ основных положений региональной политики в Российской Федерации» в пункте 3.2. Методы и формы реализации региональной экономической политики указывается контроль за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Безусловными рекордсменами по суммам расхищенных средств и полученных взяток в субъектах Федерации являют-ся, естественно, главы регионов. Это и понятно: возможно-стей у них больше, контроля меньше, да и запросы постоянно растут.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве структурных подразделений Главного управления по организованной преступности действуют двенадцать региональных управлений по организованной преступности (РУОП). Состояние прокурорского надзора за законностью деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью диктует необходимость принять в органах прокуратуры дополнительные организационно - кадровые меры. Генеральной прокуратурой РФ был издан Приказ от 27.10.97. № 64 «Об организации прокурорского надзора за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности».

Однако это лишь малая и видимая вершина того айсберга, который представляет собой коррупция в регионах. Мало кто вспоминает, а уж тем более может доказать огромные финан-совые вливания, которые делаются в избирательные кампании в субъектах Федерации. С борьбой региональных элит за власть нередко было связано начало антикоррупционной кампании в регионах. В таких случаях уголовные процессы против казнокрадов, декларируемые как меры по оздоровлению ситуации в регионе, на самом деле являлись актами отмщения недавним и запугивания будущих соперников. Как показывает опыт, в среднем от смены власти до возбуждения уголовного дела, а иногда и ареста кого-то из членов предыдущей администрации проходит от нескольких недель до нескольких месяцев.

Весьма примечательно, что стоит в каком-нибудь регионе взять с поличным одного взяточника, как обнаруживается це-лая система взяточничества и казнокрадства во властных структурах. Особенно характерно это для тех местностей, где существует затяжной конфликт между губернским начальст-вом и руководителями правоохранительных органов.

Однако, как показывает практика, возбуждение уголовно-го дела не является гарантией того, что высокопоставленные чиновники, наконец, будут привлечены к ответственности. До логического конца доходят лишь единицы.

Делая выводы по данному разделу можно увидеть всю неоднозначность сегодняшнего состояния российских дел, не только в центре, но и в периферии. Ситуация полностью вышла из под контроля, необходимы решающие шаги по укреплению и надзором за законностью в регионах, принятия ряда законов регулировавших правопорядок на местах и создание условий для его эффективного обеспечения.

2.4. Коррупция в высших эшелонах власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.