Рефераты. Контрабанда - экономико-историчесткие аспекты

Статья 20 Таможенного кодекса Таможенный кодекс Российской Федерации. Российской Федерации указывает на то, что ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов страны на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Объектом преступления является внешнеэкономическая деятельность.

Объективная сторона, контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров либо указанных в ст. 188 УК иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков: помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Статья 3 ТК указывает на то, что таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная ее территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя и находящиеся в морской исключительной экономической ее зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Однако, на территории Российской Федерации могут находиться и свободные таможенные зоны, а также свободные таможенные склады. Их территории рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами по таможенному делу.

Непосредственный объект контрабанды - общественные отношения, регулирующие товарооборот через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Дополнительные объекты: при контрабанде вооружения - общественная безопасность; при контрабанде наркотиков-, радиоактивных и других сильнодействующих веществ- здоровье населения.

Предметом контрабанды (ч.1 ст. 188 УК) являются товары (продукты питания, одежда, обувь, транспортные средства), российская или иностранная валюта, за исключением предметов, указанных в ч.2 данной статьи (наркотические и другие сильнодействующие и отравляющие вещества и т.п.)

Состав преступления имеет место, если перемещение товаров или иных предметов осуществлено в крупном размере, т.е. если их стоимость превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

2.2 Признаки контрабанды.

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров либо указанных в ст. 188 УК иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:

деяние - перемещение предметов или товаров контрабандой через таможенную границу;

место совершения преступления- таможенная граница Российской Федерации;

способ перемещения -сокрытие от таможенного контроля предмета контрабанды, обманное использование документов и др.

Таможенной границей Российской Федерации являются пределы таможенной территории России, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов (п.4 ст.3 Таможенного кодекса РФ. Таможенный кодекс Российской Федерации. )

Под перемещением предметов контрабанды, совершенным помимо таможенного контроля, понимается их транспортировка вне определенных таможенными учреждениями Российской Федерации мест- таможен, таможенных постов.

Понятие «перемещение» содержится в п.5 ст. 18 ТК. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов- совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трудопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля понимается их перемещение, осуществляемое вне определенных таможенными органами России мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Если же перемещение товаров встречается с сокрытием от таможенного контроля, то оно значит использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или же придание одним товарам вида других.

В случаях, когда таможенному органу Российской Федерации в качестве документов, необходимых для таможенных целей, предоставляются документы поддельные, недействительные, полученные незаконным путем и содержащие недостоверные сведения, происходит перемещение товаров, совершенное обманным путем. А перемещение товаров, которое сопряжено с некдекларированием или же недостоверным декларированием, значит незаявление по установленной письменной, устной или же иной форме достоверных сведений, либо заявлений недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 276-279 ТК.)

Контрабанда- преступление с формальным составом. Оно считается оконченным с момента перемещения товаров или других предметов через таможенную границу. Все основные признаки указаны в законе (ч.1 и 2 ст. 188 УК).

С субъективной стороны контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.

Лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы в крупном размере, и желает совершить эти действия.

При этом сознание виновного охватывает и противоправный способ вывоза или ввоза контрабанды.

Например, при контрабанде товаров с сокрытием их от таможенного контроля лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу те или иные товары и использует для этого тайник, затрудняющий их обнаружение, или придает одним товарам вид других и желает переместить через таможенную границу товары таким путем.

К тому же, для состава контрабанды совершенно не имеет значения, чем было обусловлено желание виновного незаконно переместить товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения -корысть, ложно понятые интересы службы и др.

Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

В ст. 188 УК установлена дифференцированная уголовная ответственность в зависимости от предмета контрабанды.

Часть 2 статьи 188 УК устанавливает повышенную ответственность за перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и других веществ, вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения и т.п.

Перемещение через таможенную границу любым способом перечисленных в ч. 2 товаров образует контрабанду независимо от их стоимости.

Квалифицирующими признаками контрабанды (ч.3 ст. 188 УК) являются:

- совершение преступления неоднократно (два или более раза);

- лицо не было освобождено от уголовной ответственности;

-судимость не была снята или погашена;

-совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (должностные лица таможенных органов, специалисты по таможенному оформлению, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства);

-совершение контрабанды с применением физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Особо квалифицирующей признается контрабанда, совершенная организованной группой (ч.4 ст. 188 УК)- устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.

Таковы основные признаки контрабанды.

Из этой главы мы видим, что в современном уголовном праве контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности и ее общественная опасность определяется тем, что данным деянием причиняется существенный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Российской Федерации.

Статья 1888 УК непосредственно указывает на то, что контрабанда наносит вред финансово-экономической системе государства.

Контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона- прямой умысел.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения, которые для состава контрабанды совершенно не имеют значения.

Глава 3. КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ КОНТРАБАНДА.

3.1 Понятие квалифицированного вида контрабанды.

Квалифицированным видом контрабанды является совершение преступления неоднократно, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Особо квалифицированный вид контрабанды- совершение этого преступления организованной группой. Уголовное право в вопросах и ответах.: Учебное пособие/ Г.Н. Берзенков и др. Отв. Ред. В.С. Комиссаров.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С.217

Квалифицированная контрабанда регулируется Федеральным законом от 8 января 1998г. « О наркотических средствах и психотропных веществах.» Федеральный закон от 8 января 1998г. « О наркотических средствах и психотропных веществах»./ Собрание законодательства Российской Федерации.1998. №3 Ст. 219; Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996г. №278 Собрание законодательства Российской Федерации.1996 №13 Ст. 1350;Федеральным законом от 21 ноября 1995г. « Об использовании атомной энергии» Там же. 1995. №48.Ст. 4552; №3.Ст. 396; №7 Ст. 808, Федеральным законом от 13 декабря 1996г. « Об оружии» Там же. 1996. №51 Ст. 5681; 1998. №30 Ст. 3613, №31Ст. 3834; №51 Ст. 6269; 1999 №47.Ст. 5612; 2000 №16 Ст.1640, Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. №20 Ст. 718

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.