Рефераты. Конституция

онным принципам и нормам, подлежат отмене.

- 7 -

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли

господствующего класса или всего общества конституции подразделя-

ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и

неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы

конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы-

чаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти-

туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля-

ются конституции, для принятия и изменения которых установлена

более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К

обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменя-

ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для

обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти-

ческим общественным отношениям, которые сложились и господствуют

в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действи-

тельные. Фиктивные конституции не выражают общественные отноше-

ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель-

ности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются

адекватным выражением и воплощением фактических общественных от-

ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым

критерием социальной природы политической власти и государства,

способа их организации и деятельности на соответствующей террито-

рии, фактического статуса человека и гражданина.

- 8 -

3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую

реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отно-

шения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя-

ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново-

полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое вопло-

щение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек-

ватный характер складывающимся в обществе общественным отношени-

ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-

воречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то,

что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России:

многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономичес-

кой деятельности, политический и идеологический плюрализм, приз-

нание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройс-

тво, основанное на самоопределении и равноправии народов, самос-

тоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие

в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирую-

щие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой

основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержа-

нию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление

- 9 -

самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее пря-

мое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В

соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком ли-

бо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную

высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-

зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это

выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-

ность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что

"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конс-

титуции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права (статья 17).

Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.

Прежде всего в отличие от предшествующих конституций Консти-

туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком

разработки.

Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политичес-

кого противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу-

дарственной власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет)

осуществлялась разработка двух проектов Конституции Российской

Федерации. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя

Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановле-

ние "Об основных положениях проекта Конституции Российской Феде-

рации", которым утверждался представленный рабочей группой проект

положений проекта Основного Закона России. При этом в постановле-

- 10 -

нии указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в

соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов

Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осушествле-

нию конституционной реформы в Российской Федерации (о постановле-

нии седьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации "О

стабилизации конституционного строя Российской Федерации").

В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изна-

чально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы

правления в России и низведения статуса президента до номинально-

го главы государства, Президент Российской Федерации своим указом

от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и заверше-

нии подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил

Конституционное совещание, которое призвано было выработать аль-

тернативный вариант конституции России. Это сделано после том как

6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию

свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за

подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г.

Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского по-

явился документ, в котором давалась негативная политико-правовая

оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем

утверждалось, что в указанном проекте "президент не только выво-

дится за рамки системы трех властей - законодательной, исполни-

тельной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, глав-

ным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм

правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований

для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и

что "при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный

и фактически безвластный орган".

- 11 -

Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституци-

онной комиссии "О проекте Конституции (Основного закона) Российс-

кой Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в

Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. факти-

чески отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было

сказано в нем, его "отдельные положения... существенно ограничи-

вают экономические, политические и гражданские права человека и

гражданина, нарушают принцип разделения властей". Тем самым была

устранена почва для достижения компромисса между властями по про-

екту новой конституции России.

Конституционное совещание, созванное Президентом, продолжало

работу над проектом Основного закона государства вне всяких кон-

тактов с Конституционной комиссией и Верховным Советом Российской

Федерации. Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стра-

не в результате открытого противостояния властей вынудил Прези-

дента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить Съезд народ-

ных депутатов и Верховный Совет РФ. Съезд народных депутатов от-

казался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О полити-

ческом положении в Российской Федерации в связи с государственным

переворотом" от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал действия

Президента как попрание Конституции, совершение государственного

переворота и установление режима личной власти. При этом съезд

заявил, что "действия граждан по защите конституционных органов

власти, преодолению последствий государственного переворота рас-

цениваются как исполнение общественного и государственного дол-

га".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.