Рефераты. Конституционные суды в субъектах Российской Федерации

В ряде субъектов Федерации существуют затруднения в разработке проектов законов о судебных органах конституционного (уставного) контроля из-за отсутствия квалифицированных экспертов и недостатка средств для оплаты таких проектов. В связи с этим остро встает вопрос о подготовке и принятии рекомендательных актов - модельных законов о конституционном и уставном судах, которые могли бы затем с учетом специфики региона трансформироваться в законы соответствующих субъектов Федерации либо использоваться для корректировки уже действующих нормативных актов.

Законодатели субъектов Федерации при определении круга субъектов, имеющих право на обращение в конститу-ционный (уставный) суд, не всегда реализуют бесспорно имеющиеся в их руках возмож-ности. Так, недостатком ныне действующего Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» является то обстоятельство, что депутаты Законодатель-ного собрания Санкт-Петербурга и уполно-моченный по правам человека в Санкт-Петербурге лишены нрава на самостоятельное обращение в Уставный суд Санкт-Петербурга.

По мнению С.А. Авакьян, вряд ли целесообразно, как это делается сейчас, создавать та-кие суды из штатных судей. Это ведет к большим госу-дарственным расходам, а между тем судьи данных су-дов (5-9 человек) нередко обречены на небольшой объем работы по ряду причин: малое число обраще-ний, пока существующее непонимание в субъекте РФ роли конституционного (уставного) суда, отсутствие права на принятие дела к рассмотрению по инициативе самого суда и т.д. Целесообразнее пойти по модели конституционного судопроизводства в землях ФРГ, где в большинстве из них такой суд состоит из 7-9 суден, но штатных среди них вообще нет, хотя три члена кон-ституционного суда являются штатными судьями дру-гих земельных судов, а остальные 4--6 судей - это про-фессора права в университетах данной земли. Такой состав конституционного суда обеспечивает квалифи-цированность разбирательства и в то же время дает экономию расходов, поскольку в большинстве земель в производстве таких судов имеется немного дел.

В то же время, вслед-ствие провозглашения Законом о судебной системе единства статуса всех судей в Россий-ской Федерации, на судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации распространяются достаточно жесткие ограничения на возможность занятия другими видами дея-тельности. Кроме того, согласно Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации», судьи осуществляют свои полномочия на про-фессиональной основе и не могут их осуще-ствлять по совместительству.

Сложен и вопрос о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, и вопросе сроке полномочий судей данных судов. Очевидно, что необходимо установить для кандидатов повы-шенные требования, связанные со зрелостью возраста и стажем юридической работы. Вместе с тем данные критерии установлены ст. 119 Конституции РФ для судей любых судов в Российской Федерации и не могут быть изме-нены ни федеральным законом, ни законом субъекта Федерации для судей судов субъектов Российской Федерации. Что касается установ-ления законом субъекта Федерации длитель-ного (более пяти лет) срока полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, то это может рассматриваться как дополнительная гарантия независимости, но опять-таки спорно, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом РФ срочный трудовой договор может быть заключен макси-мум па пять лет.

Требует разрешения вопрос о праве законодательной инициативы конституцион-ного (уставного) суда субъекта Российской Федерации в законодательном органе госу-дарственной власти субъекта Федерации. С одной стороны, реализация такого права стала бы элементом обратной связи и послу-жила бы совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации. С другой стороны, возникает вопрос о том, насколько корректна ситуация, при которой орган, соз-давший закон, впоследствии оценивает его конституционность Боброва В. К., Кровельщикова В. В., Митюков М.А. Закон об Уставном суде субъекта Российской Федерации: каким он может быть (модель закона, анализ зарубежного и отечественного опыта, нормативные акты, комментарии и пояснения). М., 2000..

Общая характеристика актов конституционного правосудия в нашей стране позволяет утверждать, что появился новый эффективный источник права, влияющий на укрепление российской государственности, развитие федерального и регионального законодательства, обеспечивающий, в конечном итоге, верховенство Конституции и динамику конституционных норм в правоприменении и нормотворчестве Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ. // "Журнал российского права".2001 г. N 6..

Целесообразно введение положения, в соответствии с которым конституционный уставный суд субъекта Российской Федерации вправе пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах устава или закона, признанных впоследствии неконсти-туционными.

Одной из существующих проблем является то, что решения конституци-онных (уставных) судов субъектов РФ никто не пере-сматривает. А ошибки возможны везде. Представляется целесообразным создание второй инстанции. В Конституционном Суде РФ второй инстанцией для его палат может быть пле-нарное заседание Конституционного Суда. Оно же в состоянии выполнять функции второй инстанции для конституционных (уставных) судов субъектов РФ по ряду вопросов.

Имеет смысл издавать специальный Бюллетень по-становлений органов конституционного правосудия субъектов Российской Федерации, в котором будут ре-гулярно публиковаться все постановления органов конституционного правосудия. Также было бы полез-но помещать там обзоры новых правовых позиций конституционных (уставных) судов по определенным проблемам, включать в Бюллетень алфавитно-предметные указатели к постановлениям конституционных (уставных) судов. Бюллетень, как представляется, мог бы издаваться под эгидой консультативного сове-та председателей органов конституционного (уставно-го) контроля в Российской Федерации, созданного ими 20 апреля 1998 г.

Публикация постановлений конституцион-ных (уставных) судов может иметь значение не только для оптимизации деятельности самих судов, но и для предотвращения принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов, кото-рые с большой долей вероятности будут отменяться конституционным (уставным) судом соответствующе-го субъекта Российской Федерации. Решая вопрос о том, включать или не включать ту или иную норму в правовой акт, орган государственной власти может об-ратиться к уже состоявшимся решениям конституци-онных (уставных) судов других субъектов Российской Федерации и проанализировать, какова судьба анало-гичных норм в случае их проверки судом на соответст-вие конституции (уставу) субъекта Российской Феде-рации. Есть надежда, что орган государственной влас-ти вряд ли будет принимать решение, заведомо противоречащее своей конституции (своему уставу). Если это все же произойдет, то опять-таки, любой субъект права может увидеть, что аналогичные нор-мы в аналогичной ситуации признаются неконститу-ционными Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Формула права, 1999. С. 213. Это предоставляет весомые аргументы: возможность сослаться как на соответствующее реше-ние, так и на уже выстроенные органом конституцион-ного правосудия доказательства неконституционности соответствующей нормы.

Список литературы.

I. Нормативные акты.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. N 1. Ст. 1; 2001 г. N 51. Ст. 4825.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г.). // СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2001, N 7, ст. 608.

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 89-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г., N 26, ст. 2736

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изм. и доп. от 17 марта 1997 г., от 26 ноября 1996 г, от 22 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506

II. Судебная практика.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 1998 г., N 25, ст. 2304

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 года)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 мая 1997 г. N 20, ст. 2383

8. Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 4 октября 2000 года по делу о толковании отдельных положений ст.1, 3 и 69 Конституции Республики Башкортостан // Советская Башкирия - Известия Башкортостана. 2000. N 199. 7 окт.;

III. Монографии и учебники.

9. Боброва В. К., Кровельщикова В. В., Митюков М.А. Закон об Уставном суде субъекта Российской Федерации: каким он может быть (модель закона, анализ зарубежного и отечественного опыта, нормативные акты, комментарии и пояснения). М., 2000.

10. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.: Изд-во Бек, 1998.

11. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Формула права, 1999. - 766 с.

12. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах РФ (1990-2000 гг.). Ростов-н/Д, 2001.

IV. Статьи.

13. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах. //"Российская юстиция". 2002 г. N 1.

14. Будаев К.А. Обеспечение единого правового пространства - важный аспект деятельности органов конституционного контроля субъектов РФ. // "Журнал российского права". 2001 г. N 10.

15. Головина С., Мершина Н., Проверка уставности нормативных актов в сфере трудовых отношений. //"Российская юстиция". 2001 г. N 10.

16. Мамаев Р.Б. Становление органов конституционного правосудия в республиках Северного Кавказа. // "Журнал российского права".2002 г. N 2.

17. Митюков М. Организация и компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 1996. N 3-4. С.62.

18. Митюков М. Исполнение актов Конституционного Суда РФ. //"Российская юстиция". 2001 г. N 6.

19. Митюков М. Толкование региональных конституций и уставов. //"Российская юстиция". 2000 г. N 8.

20. Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ. // "Журнал российского права".2001 г. N 6.

21. Морщакова Т.Г. Некоторые вопросы конституционного правосудия в системе процессуальных реформ. //"Журнал российского права".2001 г. N 12.

22. Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. N 1. С.19.

23. Несмеянова С. Разграничение компетенции между судами. //"Российская юстиция".2002 г. N 12.

24. Овсепян Ж.И. Конституционные суды в республиках в составе РФ // Государственность и право республик в составе РФ: Материалы научно-практической конференции в Нальчике. Ростов-н/Д, 1996.

25. Чепурнова Н. "Конституционный (уставный) суд как орган судебного контроля за законностью правовых актов субъекта Федерации" // "Российская юстиция", 1999. N 3.

Gelia1982@inbox.ru

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.