Рефераты. Конституционные основы судебной власти

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

К системе принципов правосудия относятся принципы законности, осуществления правосудия только судом, независимости судей, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, презумпции невиновности, обеспече-ния подсудимому права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, национального языка судопроизводства, учас-тия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства лич-ности, непосредственности и устности судебного разбирательства.

Законность является универсальным правовым принципом, относящим-ся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных орга-нов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все го-сударственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона «О судоустройстве РСФСР» закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществ-ляется в точном соответствии с законодательством.

В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и ие-рархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руко-водствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем фе-деральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федераль-ным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд при-меняет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принци-пом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от уста-новленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выпол-нить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со сто-роны участников судопроизводства, а также и других государственных орга-нов, должностных лиц и граждан.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О су-дебной системе РФ» определяет, что никто, кроме судов в лице судей, при-сяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на се-бя осуществление правосудия.

Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не об-ладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного ре-шения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возмож-ность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоя-щий суд.

Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечи-вается нормами судоустройственного и процессуального права. Закон «О су-дебной системе РФ» перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды. УПК, ГПК, Арбитражный процес-суальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления право-судия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным пра-вонарушением.

Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как Закон «О судебной системе РФ» (ст. 5), Закон «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), Закон «Об арбитражных судах в РФ» (ст. 6). По действующему законодательст-ву рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при осуществ-лении правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользу-ясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключает-ся любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при раз-решении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, осно-ванному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Согласно данной кон-ституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод чело-века независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок по-дачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.

Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имуще-ственного, социального положения, а только на основании того, каким субъ-ектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом пре-имущества или ограничения.

Действующее законодательство предусматривает особый порядок привле-чения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан - судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания в средствах массовой информации и юридической литературе.

Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав н свобод предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. А в соответствии со ст. 47 Конститу-ции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Сущность данного принципа заключается в том, что любое лицо, счита-ющее, что решения, действия (бездействие) органов государственной влас-ти, органов местного самоуправления, общественных объединений и долж-ностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу. Признание права на судебную защиту в ка-честве принципа правосудия означает, что правосудие является наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмот-рение дела, принятие законного и обоснованного решения.

Слово «презумпция» означает предположение, основанное на вероятно-сти. Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Консти-туции РФ следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении пре-ступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда».

Данный принцип является не только принципом правосудия, но и всего уголовного процесса в целом. Органы предварительного расследования, про-курор обязаны также строго соблюдать его. Конечно, предъявляя обвинение, следователь должен быть убежден в виновности обвиняемого, иначе ему не-обходимо воздержаться от этого действия. Но субъективное мнение следова-теля, выраженное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, не порождает тех последствий, что влечет его признание виновным в приго-воре суда от имени государства. Только один орган может признать человека виновным - суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на ос-нове достаточных доказательств не будет доказано обратное, то есть что ли-цо виновно в совершении преступления. Кроме того, необходим и еще один момент - вступление приговора в законную силу. Приговор вступает в за-конную силу спустя семь дней после его провозглашения, если он не был об-жалован или опротестован, либо после его рассмотрения кассационной ин-станцией, если она его не отменяет. До этого ничьи суждения и мнения о виновности лица (письменные и устные заявления, интервью, публикации) не имеют никакого юридического значения и совершенно недопустимы.

Принцип обеспечения прав граждан на судебную защиту. Свободу доступа к защите, осуществляемой судами, принято считать одним из оплотов демократии, признаком правового государства. Судебной защите и обеспечению права на нее уделено значительное внимание в российском законодательстве. В ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводу говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это конституционное положение конкретизируется рядом законодательных актов, в частности законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать несколько выводов:

правом на судебную защиту может воспользоваться каждый, независимо от гражданства (иностранные граждане и лица без гражданства);

право на судебную защиту тесно связано с правом на юридическую помощь;

судебное обжалование допускается в отношении всех решений и деяний, которые повлекли нарушение закона или превышение полномочий, либо ущемили чьи-либо права.

Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает та-кое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделе-на от функции обвинения и функции зашиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию зашиты - другая. Эти стороны наде-лены равными процессуальными правами по предоставлению доказа-тельств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потер-певший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторону защиты подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защит-ник. По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец, его представитель, а другую - гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, про-следить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.