4. Современные украинские конституционно-правовые выборные нормы
Особенно значимым принятие действующий на сегодня Конституции Украины было в свете кардинального изменения системы общественного управления от авторитарной к демократической, а также закрепления на юридическом уровне качественно нового государственного и общественного строя. Принятая Конституция стала принципиально новым Основным Законом государства, который выражает суверенную волю украинского народа, а воля народа обеспечила легитимность Конституции. Принятие Конституции стало следствием не только длительной работы специалистов-юристов и ученых, но и сложного политического компромисса между парламентскими силами и между парламентом и президентом, отображением социальных настроений в обществе, пребывающем на сложном этапе социально - экономического перехода от авторитаризма к демократии.
Правовое регулирование процесса выборов в действующей Конституции Украины дано в разделе 3 Конституции, который носит название «Выборы».
Статьи 69 -74 посвящены общим принципам избирательного права.
Статья 69 гласит, что «народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии».
Таким образом, конституционно правовыми формами реализации демократии в Украине служат, прежде всего, выборы, затем референдум и на третьем месте другие формы демократии.
Рассмотрим последовательно реализацию этих норм, согласно Конституции Украины.
Согласно статьи 70 «Право голоса на выборах и референдумах имеют граждане Украины, которые достигли на день их проведения восемнадцати лет. Не имеют права голоса граждане, которых признано судом недееспособными».
Выборы в органы государственной власти и органов местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Избирателям гарантируется свободное волеизъявление. Данные нормы прописаны в статье 71.
Статьи 72, 73 и 74 указывают на порядок осуществления демократического волеизъявления народа Украины через референдум. В частности говорится, что Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины соответственно их полномочий, установленных Конституцией (часть 1 статьи 72).
Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе на требование не менее чем трех миллионов граждан Украины, которые имеют право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собранная не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области (часть 2 статьи 72).
Статьи 73 и 74 указывают на содержание вопросов для голосования, которые могут быть вынесены на всеукраинский референдум. Так, статья 73 прямо указывает на то, что «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопрос об изменении территории Украины», а статья 73 гласит, что «референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии».
Список использованных источников
1. Конституція України. - К.: Парлам. вид-во, 1996;
2. Коментар до Конституції України. - К., 1996;
3. Евграфов П.Б., Конституционное право Украины, Симферополь: КГАП, 1996;
4. Конституции зарубежных государств (колл. авторов), М.: БЕК, 1996;
5. Конституционное право Украины/Под ред. В.Я. Тация, В.Ф. Погорелка, -К: Укр. Центр права, 1999, 373 с;.
6. Мучник А.Г., Комментарий к конституции Украины, К: Парламент, 2000, 254 с.;
7. Історія держави і права України: Навч. посібник для сту-дентів юридич. вузів/ Кол. авторів. -- К.: Вентурі, 1999. -- 288 с.;
8. Основы правоведения Украины/С.В. Кивалов, Харьков: Одиссей, 2001, 383 с.;
9. Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ», 2003;
10. Шатило В.А.., Институт президента в системе государственной власти Украины/ К: Укр..Центр права, 2004, 158 с.
Страницы: 1, 2, 3