Рефераты. Конституционное право Германии

Секретари Бундестага также относятся к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В Бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов Бундестага, в иных случаях создается депутатская группа). Руководство фракций участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов (комиссий) и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. Он принимает повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комитетам (комиссиям) и назначает их председателей, решает процедурные вопросы. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии -- следственные, ревизионные и др.

В германском праве не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда Бундестаг не заседает вообще. Заседания Бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.

Бундесрат (69 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель из их состава (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими (нередко это премьер-министры земель). Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он име-ет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли с населением менее 2 млн. Бремен, Гамбург, Мёкленбург - Верхняя Померания, Саар) имеют трех представителей, свыше 2 млн. - четырёх представителей, свыше 6 млн. (Гессен) - пять представителей, свыше 7 млн. (Бавария, Нижняя Саксония и др.) - 6 представителей. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей (следова-ельно, в данном отношении земли неравноправны: более крупные имеют большее число голосов, больший вес при принятии решений Бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкциям своего правительства).

В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем по мере надобности (обычно через две-четыре недели по пятницам). Он обязан созвать заседание по требованию представителей, по крайней мере, двух земель, а также по требованию федерального правительства. Бундесрат участвует в издании актов правительства. Акты правительства и федеральных министров, имеющие политическое значе-ние, нуждаются в его одобрении.

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю палату. Депутаты Бундестага вносят законопроекты в Бундестаг только коллективно: от имени фракции либо, если собраны подписи не менее 5% общего числа депутатов Бундестага. Члены Бундесрата вносят законопроекты в Бундестаг также группой (от земли), но направлять их в Бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в Бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением Бундесрата в течение шести недель должны быть переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в Бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты (она будет рассматривать его потом).

Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. Есть две процедуры принятия текста последним. По некоторым вопросам согласие Бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам Бун-десрат не соглашается с текстом, принятым Бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет из представителей Бундестага и Бундесрата. Если согласительный комитет поддерживает решение Бундестага, то Бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный Бундестагом. Если комитет решение Бундестага не поддерживает, то Бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам Бундесрат обладает, хотя и несколько ослабленным, правом вето.

Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, тоже должны передаваться в Бундесрат. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг вправе принять закон без согласия Бундесрата. У Бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается Бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов.

Однако в определенных условиях Бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия Бундестага. Это возможно в условиях объявления Президентом по предложению правительства и с согласия Бундесрата состояния законодательной необходимости в отношении конкретного законопроекта. Если правительство считает законопроект неотложным, Бундесрат вправе принять его без согласия Бундестага (при условии, что Бундестаг отклоняет закон). Законы, не затрагивающие вопросы конституционного регулирования и суверенитета, может принимать также совместный комитет, состоящий на 2/з из депутатов Бундестага и на '/3 -- Бундесрата. Он принимает на себя права обеих палат в случае объявления состояния обороны.

Парламент, а именно Бундестаг, вправе делегировать органам исполнительной власти полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие Бундесрата. Его согласие также требуется, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.

Бундестаг формирует иные высшие органы государства: избирает Президента республики, канцлера, 8 конституционных судей, Уполномоченного по обороне, вице-председателя Счетной палаты -- органа финансового контроля.

Бундестаг осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти. Правительство несет ответственность только перед Бундестагом (не перед Бундесратом) как коллективную, так и индивидуальную (коллективная ответственность выражается, прежде всего, в ответственности канцлера -- главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку. Суть такого вотума в том, что вопрос о недоверии канцлеру должен голосоваться в Бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Поскольку предложить кандидатуру нового канцлера на практике может лишь партия (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум недоверия применялся крайне редко.

Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый правительству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению Президента) или роспуск Бундестага. Роспуск парламента по указу Президента также возможен, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законодательному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно Бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие Бундесрата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии.

Федеральный Президент избирается на пять лет косвенными выборами -- Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в Бундестаге. Выдвинуть кандидата на должность Президента может любой член Федерального собрания (на деле это делают партии). Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Для избрания в первых двух турах необходимо абсолютное большинство, в третьем -- относительное большинство. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два пятилетних срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли.

По конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, имеет право вето (на деле его практически не применяет), осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов (в том числе вето) необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром. Контрасигнатура не требуется для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недоверия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначения в этих условиях даты выборов в Бундестаг, для предложения кандидатуры нового канцлера. В этих обстоятельствах контрасигнатура почти невозможна: все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера.

Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только Бундестаг или Бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует большинства в 2/3 в любой палате. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности Президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно отстранить Президента от должности при предъявлении парламентом обвинения -- до решения дела по существу. Случаев подобного рода в Германии не было. Полномочия федерального Президента в случае каких-либо пре-пятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет пред-седатель Бундесрата.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.