Рефераты. Конституционное право

Вернемся к рассмотрению принципа разделения властей по действующему законодательству РФ. Как известно, принцип разделения властей в системе государственной власти устанавливает такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Можно ли говорить о таком «сдерживании» в РФ настоящее время? Безусловно, что конституционные основы для этого есть, однако есть некоторые законодательные тенденции, снижающие эффективность принципа разделения властей.

Здесь следует подробнее остановиться на проходящий в Российской Федерации административной реформе. В последнее время в зарубежных и российских СМИ, зарубежных органах власти звучит отрицательная оценка проходящих реформ, и уже произошедших изменений, их неконституционность. Так, например, можно выделить Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установивший порядок «избрания» глав субъектов РФ. В этой связи заметим, что Конституция РФ не регулирует детально порядок формирования и функционирования некоторых органов государственной власти. С одной стороны, следует согласиться с исследователями, отмечающими, что Конституция и не должна детально регулировать абсолютно все элементы органов власти; с другой стороны - любой пробел оставляет почву для возможных будущих (или настоящих спекуляций). Тем самым проходящие в стране реформы прямо не нарушают положений Конституции РФ, что впрочем, не значит, что данные изменения сделаны в русле конституционализма и духа Конституции РФ.

11. Экономические и политические основы конституционного строя РФ

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества). Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы). К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством:
а) экономический плюрализм. Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX в., явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы. Следует обратить внимание на порядок перечисления этих форм. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку Конституция ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития Российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.
В ст. 35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство;
б) запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь;
в) в России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыву безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч. 3, 4, 5 ст. 13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни;
г) провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14);
д) провозглашая Россию как социальное государство, Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

12.Конституционный основы МСУ

Наряду с органами гос. власти, КРФ закрепляет создание и функц-ние ОМСУ, которые в соответствии с КРФ не входят в систему ОГВ. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также хар-рны основные признаки органа гос. власти - устан. законом порядок создания, структуры и функц-ния этих органов, их властные полномочия.

МСУ - это не гос. власть, но оно не м. функц-вать без соотв-щих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответ-сти, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих власт. полномочий и т.д. Особенностью ОМСУ является то, что они формируются нас-ем опред. Терр. единицы, прямо не подчинены ОГВ РФ или ее суб-в и занимаются в основном делами, имеющими мест. Знач-е. Особ-сти развития законод-тва в сфере МСУ предопределяются тем, что его сам-ность имеет пределы, установленные КРФ и ФЗ; само МСУ интегрировано в общую систему упр-я делами гос-ва и общества, что и определяет природу власти муниц. сообществ и специфику их полномочий. В КРФ включена отдельная глава 8, непосред-но рег-щая вопросы МСУ (ст. 130 - 133). Следует принять во внимание, что эти нормы базируются и закрепляются другими важными положениями КРФ, определяющими основу конст. строя, права и свободы граждан, федерат. устройство государства, орг-цию публ. власти и судебную систему страны.

КРФ устанавливает право населения сам-но решать вопросы мест. значения, владения, пользования и распор-я мун. собственностью, а также право сам-льно осущ-ть упр-е мест. делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие ОМСУ (ст. 130). Рассматривая население как субъект местного самоуправления, КРФ гарантирует каждому жителю муниципального образования равные права независимо от пола, расы, нац-сти, происхождения, имущества и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19). Гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в ОМСУ и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).

На ОМСУ возлагается констит.я обязанность обеспечить каждому возможность знакомиться с материалами и док-ми, непосредственно затраг-ми его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), устан-ся право личного обращ-я и направления индив. или коллективных обращений в органы местного самоуправления (ст. 33).

В упомянутой статье в общем виде сформулировано поле деят-сти МСУ - «вопросы местного значения». В их перечень КРФ включила строительство и распределение жилья, указав на обязанности мун. власти поощрять жилищное строительство, создавать условия для реализации права граждан на жилье, а малоимущим гражданам предоставлять бесплатно или за доступную цену жилье из муниципального фонда (ст. 40).

В сфере мун. здравоохранения к вопросам мест. значения отнесено оказание бесплатной мед. помощи за счет средств мест. бюджета, страх. взносов и иных поступлений (ст. 41). Гаран-ся общедоступное, беспл. дошкольное, основное общее и среднее проф. образование в мун. Образ. учреждениях (ст. 43).

Поскольку правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов РФ (п. «н» ст. 72) и конкретизироваться в НПА МСУ.

Определяя терр. основы МСУ, КРФ предусматривает его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях, а изменение границ мун. образований допускается с учетом мнения населения соот. территорий (ст. 131).

КРФ устанавливает право МУ управлять мун. собственностью, утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия (ст. 132).

КРФ устанавливает право МСУ управлять мун. собственностью, утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения и осуществлять отдельные гос. полномочия (ст. 132).

В соответствии с КРФ в РФ признается и защищается наравне с другими формами собственности муниципальная собственность (ч. 2 ст. 8), к которой могут относиться земля и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9).

Важное место занимают конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. В соответствии с КРФ местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133). Упомянутая норма согласуется с характеристикой Российской Федерации как демократического правового государства (ч. 1 ст. 1), а также признанием права граждан на самоуправление непосредственно действующим и обеспечиваемым правосудием (ст. 18).

Вместе с тем в целом КРФ создала правовую основу становления и развития местного самоуправления, усиления его роли в системе органов публичной власти РФ - правового демократического государства.

13. Конституционно - прав. основы орг-ции и деятельности суд. власти и прокуратуры РФ

СУД. ВЛАСТЬ -- обусловленный хар-ром разделения властей вид гос. власти, связанный с осущ-ем специализ. органами гос-ва правосудия посредством констит., гражд., адм. и уг. судопр-ва. Суд.власть независима от зак-ной и исп-ной отраслей власти. Сама суд. система устанавливается КРФ (гл. 7 "Суд. власть"), ФКЗ "О суд. системе в РФ" 1996 г. и др. ФЗ. Как важнейший гос.-прав. институт С.в. призвана удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обяз-стей субъектов правоотношений. В то же время природа С.в. не исчерпывается осущ-нием правосудия. Органы, олиц-щие С.в., осущ-ют правотвор. Деят-сть, создавая прецедентное право; в сферу суд. Деят-ти входит и осуществление судебного надзора -- важного инструмента обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.

КРФ устанавливает, что С.в. в РФ осущ-тся только судом. Присвоение властных полномочий наказывается в соотв. с угол. законом. В демокр. прав. гос-ве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осущ-ют конст. контроль -- проверку на соответствие законов, иных НПА, а также действий и решений гос. органов нормам Конституции; в) защищают, восст-ют наруш. права и свободы граждан; г) применяют меры юр. Ответ-сти в виде наказания за виновные противоправ. деяния. Сов-сть дейст-х в РФ судов образует ее суд. систему.

С.в. хар-ует непререкаемость и обяз-сть решений и действий суд. органов. Вступившие в законную силу суд. акты, иные законные распоряжения, треб-я, поручения, вызовы и др. обращения фед. судов, мир.судей и судов суб-в РФ обязательны для всех без исключения ОГВ, ОМСУ, общ. Объед-й, долж. лиц, физ. и юр. лиц и подлежат беспрекословному исп-ю на всей терр. РФ. Неисполнение суд.решения, иное проявление неуважения к суду влечет ответ-ость, предусмотренную федеральным законом.

Высокий статус С.в. обеспечивается гар-ным фин. обеспечением. В соот. с ФЗ от 22 января 1999 г. "О фин-ании судов РФ" в фед. бюджете ежегодно предусм-тся выделение средств отдельными строками на обеспечение деят-сти Конст. Суда РФ, Верх. Суда РФ и всей системы судов общей юрисдикции, Суд. департамента при Верх. Суде РФ, Высш. Арб. Суда РФ и системы арбитражных судов.

ПРОКУРАТУРА РФ -- централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ. В гл. 7 КРФ "Судебная власть" содержится специальная статья, закрепляющая конституционно-правовой статус П. РФ. В то же время, являясь специализированным правоохранительным органом государства, П. РФ не входит в судебную систему страны. В соответствии с КРФ (ст. 129) П. РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Организация и порядок деятельности органов П. РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом РФ "О прокуратуре РФ" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.), другими законод. актами РФ. На П. РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законод. актами.

Деятельность П. РФ базируется на таких принципах, как: единая централиз. система органов и учреждений; независимость от ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общ. объединений; гласность. Основной целью прокурор. надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Для этого П. РФ осуществляет надзор: а) за исполнением законов фед. Мин-вами, гос. комитетами, службами и иными ФОИВ, представ. (законодательными) и исп. органами субъектов РФ, ОМСУ, органами воен. управления, органами контроля, их долж. лицами, а также за соотв. законам издаваемых ими правовых актов; б) за исполнением законов органами, осущ-щими оперативно-розыскную деят-сть, дознание и предвар. следствие; в) за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предвар. заключения, в местах исполнения наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, и др. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Систему органов П. РФ составляют Ген. прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, городов и районов, иные терр. прокуратуры. Ген. прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность сроком на 5 лет и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Ген. прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры городов и районов, а также специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Ген. прокурором РФ, они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ген. прокурору. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Ген. прокурора РФ. Из числа названных лиц, а также других прокурорских работников в Ген. прокуратуре образуется коллегия.

14. Конст. - прав. статус Президента РФ

Глава 4 КРФ посвящена статусу Президента РФ

В системе ОГВ Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По КРФ 1993 г. РФ имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Прав. положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый КРФ срок, внутри страны и на междунар. арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответ-сти президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха. На учреждение поста Президента в РФ повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления испол. власти, проведения реформ во всех сферах гос. и полит. жизни, соверш-ния всего гос. механизма. КРФ 1993 г. впервые по отношению к президенту ввела термин "глава гос-ва". Причем КРФ установила не презид. и не парлам. республику, а республику смешанного типа, но фактически тяготеющую больше к презид. форме республик с широкими полномочиями президента - главы гос-ва и фактически полным подчинением ему испо. власти, по образцу полупрезидентской республики во Франции. Конст. должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верх. главнокомандующим Воор.силами РФ и Председателем Совета безопасности РФ. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ -- сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Важнейшей составляющей К.П. РФ (кроме предметов его ведения и осуществляемых функций) являются полномочия. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы: 1) имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе гос-ва, 2) для осуществления которых Президент в соотв. с принципом разделения властей взаимодей-т с др. ОГВ. По характеру взаимодействия с др. ОГВ полномочия Президента РФ подразд-ся на след. группы: 1) полномочия по взаимод-ю с Фед. Собранием (полномочия назначать выборы Гос. Думы, в устан. порядке распустить Гос. Думу, право законод. инициативы и др.); 2) полномочия по формированию Прав-тва РФ; полномочия, связанные с влиянием на деятельность ИОГВ (назначение с согласия Гос. Думы Председателя Правительства, назначение на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, фед. министров; принятие решения об отставке Правительства; отмена постановлений и распоряжений Прав-ва, противоречащих КРФ, фед. законам и указам Президента, и др.); 3) полномочия по взаимоде-ю с судебной властью (выдвижение кандидатур для назначения Советом Фед. на должность судей высших суд. органов; назначение на должность всех судей фед. судов; право Президента предлагать кандидатуры к назначению на должность Ген. прокурора РФ и право предлагать отстранение от должности Ген. прокурора РФ); 4) полномочия по взаимодействию с ОГВ субъектов РФ (назначение полномочных представителей Президента в субъектах РФ; приостановление действия актов ОИВ субъектов РФ в случае их противоречия обяз-вам РФ или нарушения прав и свобод чел-ка и гражданина; использование Президентом согласительных процедур при возникновении спора между ОГВ РФ и ее субъектов либо между самими субъектами РФ; назначение на должность и освобождение от должности глав адм-ции субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате выборов); 5) полномочия в области обороны и безопасности страны (по КРФ Президент является Верх. Главнокомандующим Воор. силами РФ; утверждает военную доктрину; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в необходимых случаях и в порядке, предусмотренном КРФ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение); 6) полномочия в сфере внешней политики (Президент осуществляет руководство внешней политикой, определяет ее основные направления; ведет переговоры и подписывает междунар. договоры РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Фед. Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и междунар. организациях; в качестве главы государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей); 7) полномочия по вопросам гражданства, помилования и наград (решение вопросов гражданства -- приобретения гражданства РФ, выхода из гражданства РФ, приобретения двойного, почетного гражданства, а также предоставление политического убежища; награждение государственными наградами; присвоение почетных званий РФ (заслуженного учителя, юриста и т.д.); помилование лиц, осужденных за совершенные ими преступления (право амнистии принадлежит Гос. Думе).

В соот.с поправками в конституцию РФ, срок полномочий президента повышен с 4 лет до 6.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.