Рефераты. Конституционное право зарубежных стран

Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституционные права, о которых будет сказано ниже. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений. К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях, ко второму -- социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма, к третьему -- права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому -- группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).

Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры -- это социально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов). Такие примеры можно умножить.

Равноправие. Следует различать понятия «равенство» и «равноправие». Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими, а также установить равные для всех обязанности. Конечно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей (как отмечалось, определенные ограничения возможны для иностранцев, конституции говорят об особых правах молодежи, не все граждане имеют избирательные права и т.д.), но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов.

Равноправие может быть осуществлено в условиях социального неравенства, однако до определенного предела, поскольку социальное неравенство оказывает огромное влияние на равноправие людей (например, при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих демократических государствах, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме).

Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией -- различением в правах. В фашистской Германии существовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притеснению и даже массовому истреблению подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апартеид, африканцы, другие категории небелого населения не имели прав граждан (постепенный демонтаж системы апартеида начался за несколько лет до 1994г.).

Большинство конституций (особенно старых) говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равноправие независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины. Первое означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образования лица, каких-либо заслуг и иных качеств личности. Какие-то изъятия могут быть установлены только законом, если конституция допускает это.

Равноправие независимо от расы и национальности означает, что права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности. Во второй мировой войне были разгромлены фашистские государства, чьей официальной доктриной и практикой было национальное неравноправие граждан, в 90-х годах покончено с апартеидом в ЮАР, сегрегация (разделение белых и цветных в местах общественного пользования), существовавшая в США, давно признана Верховным судом неконституционной сначала в государственных, а затем и в частных школах, больницах, на транспорте и т.д., хотя на бытовом уровне скрытая сегрегация в США существует (например, соглашения между домовладельцами определенных микрорайонов о том, что они не будут сдавать жилье в аренду лицам нежелательных национальностей).

Формой национальной дискриминации является языковая дискриминация в некоторых прибалтийских республиках, направленная против русскоязычного населения, а также дискриминация по этому же признаку на бытовом уровне в некоторых других государствах СНГ. Обязательный государственный язык (английский, французский, например), на котором публикуются законы в некоторых странах Тропической Африки, может стать формой национальной дискриминации для той части населения, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии.

В ряде стран существуют резервации (для индейских племен -- в Канаде, Колумбии, США, для коренного населения маори -- в Австралии, Новой Зеландии, для саамов -- на Аляске и т.д.). Резервации ограничивают свободу племен, закрепляя их на определенных землях, хотя отдельные члены племени могут покинуть резервацию в любое время. Племена на платят налогов, но и не участвуют как определенная общность в государственной жизни (политические права у их членов есть, они являются гражданами государства, но в большинстве стран получили права граждан лишь несколько десятилетий назад). С другой стороны, резервации могут использоваться для охраны природных богатств, являющихся источниками жизни для племен, способствуют сохранению культуры, обычаев племен, в какой-то мере предотвращают проникновение чуждых нравов и болезней.

Равноправие женщины и мужчины предполагает юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье. Однако до сих пор в отдельных мусульманских государствах женщины лишены избирательных прав (например, в Кувейте); до 1946 г. женщины были лишены избирательных прав во Франции, до 1971 г. -- в Швейцарии (и сейчас там в единичных кантонах женщины не участвуют в местных выборах). Их представительство в парламенте невелико (в США 2% в сенате и 5% в палате представителей), впрочем, ни в одной стране нет соответствия представительства женщин в органах государства в пропорции с их численностью. Даже в Скандинавских странах, где женщины шире, чем где-либо, представлены в парламенте, их доля не достигает 40%. В ряде государств, однако, в последние десятилетия были женщины-президенты (Аргентина, Филиппины); в настоящее время женщины являются президентами республик в Ирландии, Исландии и Шри-Ланке. Есть женщины-монархи (Великобритания, Нидерланды и др.), в некоторых странах женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра (Норвегия, Пакистан, Турция и др.). Тем не менее существует дискриминация в трудовых отношениях, на бытовом уровне. Особенно сильно она распространена в мусульманских странах.

Наряду с тремя принципами равноправия в конституциях употребляются и более широкие формулировки. В конституциях ряда развивающихся стран говорится о равноправии независимо от племени (в некоторых странах различаются благородные и иные племена), от географического места рождения (есть местности, к уроженцам которых, по поверьям, относятся недоброжелательно). Наиболее широкие формулировки используются в конституциях стран тоталитарного социализма и постсо циалистических государств. В них обычно говорится также о равноправии граждан независимо от социального положения, происхождения образования, профессии, имущественного и должностного положения места жительства, отношения к религии и т.д.

§ 4. Социально-экономические права

Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.

В конституциях, принятых до первой мировой войны, не говорилось о социально-экономических правах личности и граждан. Включение таких положений в широком масштабе (отдельные упоминания встречались в конституции Мексики 1917 г., Веймарской конституции Германии 1919г.) связано с опытом России, затем СССР и других стран тоталитарного социализма. После второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан стали включаться в конституции капиталистических стран (в японскую 1946 г., итальянскую 1947 г.). Однако и сейчас не только в действующих старых конституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм о социально-экономических правах граждан, а во многих случаях (в том числе и в некоторых постсоциалистических государствах) соответствующие положения сформулированы как пожелания, как определенные намерения государства (вспомним, что говорилось выше о моральных правах). К тому же нормы о социально-экономических правах допускают иные варианты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о социально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Нигерия, Филиппины и др.).

К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Какую-то собственность, хотя бы на незначительные предметы домашнего обихода, иные изделия, элементы окружающей природы, имеют все лица, даже те, которые в джунглях или на затерянных островах ведут первобытный образ жизни. В конституциях речь идет прежде всего о собственности, обеспечивающей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью, хотя имеются и другие понятия частной собственности (например, в марксизме). Однако крупную частную собственность (особенно ту, которая определяется в марксизме как собственность на средства производства) не могут иметь все члены общества, определенная часть их ее лишена и вынуждена работать по найму у государства, у коллективных собственников (например, акционерных обществ) или индивидуальных предпринимателей. Выход из такого положения марксисты видят в уничтожении частной собственности, которую они характеризуют как эксплуататорскую (речь идет о собственности на средства производства, - существование же собственности как таковой и права собственности марксизм не отвергает). Такая ликвидация частной собственности может быть осуществлена, с точки зрения марксизма-ленинизма, путем сплошной национализации средств производства, чтобы сделать всех работниками «единого государственного синдиката», или путем добровольного кооперирования крестьян, кустарей и ремесленников, что рассматривалось как преобразование частной трудовой собственности е общественную социалистическую, хотя на практике это вылилось в насильственное кооперирование, что повлекло за собой в СССР миллионные жертвы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.