Рефераты. Конституционное право зарубежных стран

Сами принципы также подлежат толкованию. При этом простор для их толкования раскрывается в результате весьма широкого содержания интерпретируемых нормативных принципов. Это предоставляет возможность для содержания этого социального явления, хотя принципы, заложенные в его основу, сохраняют свое значение, но также требуют обновленного толкования (широта содержания принципов, как и говорилось, предполагает периодическое его уточнение). В этом случае обычно говорят о «новом федерализме», чтобы отличить от того, что было до перестройки отношений. Это в равной степени касается и России и США, хотя, естественно, процессы, которые характеризовались словами «новый федерализм», в обоих государствах отнюдь не совпадали.

В зависимости от роли национального фактора в определении структуры федерации различают федеративные государства, построенные на территориальной основе, на национальной основе и на смешанной национально- территориальной основе. Так США имеет федеративное устройство, основанное на чисто территориальном принципе.(5;с.221) Этот принцип построения федеративного государства в определенной степени является залогом его прочности. РФ в основе своего построения положила смешанный националино-территориальный принцип.

Оба государства многонациональны, характеризуются довольно пестрым этническим, религиозным составом населения. Однако этот фактор по-разному проявился в федеративном строительстве России и США. В России национальный (этнический) принцип стал одним из важнейших в построении федеративной государственности, хотя он дополняется и территориальным. В США же, напротив, национальный (этнический) фактор не превратился в один из принципов федерализма и практически не учитывается в практике федеративного строительства, если не принимать во внимание, что исторически Луизина была заселена франкоязычным населением, от которого, впрочем, сохранилась сравнительно небольшая община. Различия в подходе к национальному (этническому) фактору в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки проистекают из принципиально различных исторических судеб этих двух федераций. В России в федеративном строительстве участвовали все коренные народы, населявшие наше государство еще в период до провозглашения федерации. Первоначально после 1918 г. сложилась в большей степени федерация народов, чем федерация неких государственных образований (земель, провинций, штатов). По-видимому, в результате этого не получил четкого оформления субъектный состав Российской Федерации. В 1918 г. было объявлено, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из национальных советских республик. Но это заявление никогда в полной мере не было претворено в жизнь. С одной стороны, наряду с республиками образовывались и другие национально территориальные единицы (например, трудовые коммуны), а с другой стороны, некоторые из образовавшихся республик были скорее исторически территориальными образованиями, чем национальными (к примеру, Донская, Таврическая, Азово-Черноморская республики). Позже вопрос о субъектном составе Российской Федерации отошел на второй план. В 60-е гг. XX в. в связи с подготовкой проекта новой конституции разгорелась дискуссия о том, какие же автономные образования считать субъектами РСФСР - только республики, или же также автономные области и национальные округа. Дискуссия, правда, так ничем и не закончилась. На рубеже 80-90-х гг. XX в. дебаты вновь возобновились в ходе перестройки федеративных отношений. В конце концов, Федеративный договор 1992 г. закрепил статус субъектов РФ за всеми административно-территориальными единицами, как имевшими национальную специфику, так и не имевшие таковой. Но, как бы, то, ни было, принцип формирования части субъектов РФ по национальному признаку сохраняется и в настоящее время, и отражение его мы видим в положениях Конституции России 1993 г. В США все современное многонациональное (полиэтническое), население сложилось в результате добровольной или насильственной (негры-рабы) иммиграции. Коренное же население Америки - индейцы - участия в федеративном строительстве не принимали. Индейские племена рассматривались в течение длительного времени как иностранные образования, с ними заключались договоры, которые можно квалифицировать как квазимеждународные. Да и сегодня индейские племена имеют особый статус (10;с.156). Пришлое население перемешивалось (хотя даже в рамках одних поселений разные этнические общины могут жить довольно обособлено), никаких исторических связей у него с той или иной территорией не было, поэтому никакой заинтересованности и практически никакой возможности создать этно-территориальные образования не было.

По-разному интерпретируются проблемы суверенитета в США и России. В США традиционно считается, что суверенитетом обладают и Союз (федерация) в целом и штаты. Такой подход к суверенитету был обоснован еще Дж. Мэдисоном, который полагал, что суверенитет оказался разделенным между штатами и федерацией. По его мнению, «конституция США создала правительство в том же строгом смысле этого слова, в каком правительства штатов созданы их собственными конституциями. У федерального правительства, как и у правительств штатов, есть законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Оно, как и правительства штатов установило пределы полномочий органов власти... И если в некоторых случаях юрисдикции федерального правительства и правительств штатов совпадают, а в других - исключают друг друга, то в этом проявляется одна из черт, характеризующих своеобразие существующей системы» (11;156) . В России некоторые положения Конституции 1993 можно было в течение некоторого времени трактовать таким образом, что республики (они названы государствами) обладают суверенитетом, пока Конституционный Суд не вынес решение, согласно которому субъекты РФ суверенитетом не обладают, а суверенитет сосредоточен исключительно в Федерации. В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство. Федерация в современном мире рассматривается как союзное государство, т. е. государство, состоящее из государственных образований: в США, Бразилии, Мексике, Индии и др. субъекты федераций так и именуются «государства» - перевод слова «штаты», в Основном Законе ФРГ земли названы государствами. А раз в состав федераций входят государственные образования (государства), то они должны обладать и всеми признаками государства, в том числе и суверенитетом (определенный, хотя и ограниченный, суверенитет прямо признают конституции Мексики и Швейцарии за штатами и кантонами соответственно). В то же время и федерация в целом обладает суверенитетом. Отметим, что главное различие между конфедерацией и федерацией состоит в том, что конфедерация не имеет суверенитета, а федерация имеет. Но тогда возникает вопрос: как же так на одной территории существуют два суверенитета - самой федерации и ее субъектов? Но это не так. Существует один суверенитет, но принадлежит он как федерации, так и ее субъектам. Суверенные права распределены между федерацией и ее субъектами, поэтому никакого противоречия возникать не должно. Суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов не два разных суверенитета, а один и тот же, но он распространяется и на федерацию и на ее субъекты. Поэтому гарантией суверенитета федерации является суверенитет ее субъектов, а гарантией суверенитета субъектов служит суверенитет федерации. Разорвать суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов невозможно, по отдельности эти суверенитеты существовать не могут. Именно наличием суверенных прав, т. е. признаками государственности, и отличаются субъекты федерации от административных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление, другими словами, отличаются федеративные государства от унитарных. Но тогда возникает другой вопрос: значит, Конституционный Суд России был не прав, когда не признал за республиками и другими субъектами РФ суверенитета? Конституционный Суд толковал Конституцию России в конкретных исторических условиях, и уже общим местом стал тезис о том, что федерализм у нас так до конца не отстроен, что он лишь провозглашен, а до подлинного федерализма еще долгий путь и т. д. Именно незрелостью федеративных отношений объясняется противопоставление суверенитета РФ суверенитету ее субъектов, что ведет к сепаратизму, к развалу всего государства, что наносит ущерб интересам не только Российской Федерации в целом, но и интересам отдельных ее субъектов. Выше речь уже шла о том, что конституционные принципы могут развиваться, интерпретация их содержания может меняться по мере эволюции государства и общества. Конституционный Суд РФ при толковании Конституции России руководствуется и буквой и духом Конституции, исходит из готовности общества воспринять и претворить в жизнь в том или ином виде то или иное правило, базирующееся на конституционных принципах. Как уже отмечалось выше, принципы федерализма не зафиксированы непосредственно в конституциях РФ и США именно как принципы федерализма, поэтому перечень их остается открытым, разные авторы могут насчитывать разное количество таких принципов, но вряд ли кому-нибудь удастся доказать, что какой-то определенный перечень этих принципов является исчерпывающим.

В состав федерации США входят 50 штатов, обладающих определенной автономией, и столичный федеральный округ Колумбия. 48 штатов располагаются компактно, 2 -- отдельно: Аляска (статус штата получила в 1958 году) и Гавайские острова (статус штата получили в 1959 году). Кроме того, США принадлежат остров Пуэрто-Рико и Виргинские острова в Карибском море, Восточное Самоа, остров Гуам и острова Микронезии (подопечная территория ООН) в Тихом океане и тихоокеанские атоллы Уэйк и Мидуэй, оборудованные для испытания ракет. На сегодняшний день Российская Федерация включает 83 далеко не равных в экономическом отношении субъекта.

ВЫВОД сделаем в форме таблицы

Россия

США

Многонациональность

+

+

Федеративное устройство

Национально-территориальная основа

Чисто территориальная основа

Построение федеративной государственности

Главным является национальный принцип

Национальный принцип не является главным

Участие населения в создании федерации

Участвовали все коренные народы населявшие территорию государства

Сложилась добровольной и насильственной иммиграцией, коренное население (индейцы) участия не принимали

Проблемы суверенитета

Суверенитет сосредоточен исключительно в федерации

Суверенитетом обладает и союз и штаты

Вхождение в федеративное гос-во

На основе договора

На основе договора

3 . Гражданка РБ Л. шесть лет назад вступила в брак с гражданином Германии. Узнав, что в связи с изменением белорусского законодательства она, получив гражданство другого государства, теперь автоматически не утратит прежнее, Л. решила приобрести гражданство ФРГ. Может ли она это сделать?

Ответ

Супруги граждан ФРГ могут ходатайствовать о предоставлении немецкого подданства через три года действия брака на территории Германии либо по истечении пятилетнего срока проживания здесь. В соответствии с параграфами 8 и 9 Закона о подданстве рейха и немецком гражданстве кандидат должен говорить по-немецки, иметь жилье и "быть в состоянии прокормить себя и членов своей семьи". Получателям социальной помощи рассчитывать на положительное решение вопроса практически не приходится. Перед принятием иностранца в гражданство Германии устанавливается факт утраты гражданства другого государства. Исключение может быть сделано только в тех случаях, когда выход из прежнего гражданства невозможен или сопряжен с особыми трудностями.

Из этого следует, что гражданка Р.Б. может приобрести гражданство ФРГ, только если утратит белорусское гражданство.

Список использованных источников

1. Конституция РБ 1994 (с изм. и доп.)// Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [ Электронный ресурс] / ООО «Юр- спектр», Нац, центр правовой информации Р.Б.- 2010.

2. Конституция РФ от12 декабря 1993//[Электронный ресурс]// НПП» Гарант- Сервис»-2010

3. Конституция США 1787//[Электронный ресурс]//Викитека-2010

4. Баглай, М.В.Конституционное право зарубежных стран, учебник для ВУЗов- 2-е издание / М.В. Баглай//Москва: НОРМА, 2005.-1056с.

5. Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран/ Г.А. Василевич// Минск: /Книжный Дом,2006.-480с

6. Жидков, О.А. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство/Жидков О.А. перевод Лафитский В.И.// Москва: Прогресс,1993.

7. Козлов, А.Е. Конституционное право/ А. Е. Козлов// Москва: Издательство БЕК, 1997. -464с

8. Окунькова, Л. А. Конституции государств Европейского Союза / Л.А. Окунькова//Москва: ИНФА-М-НОРМА,1997.-524.

9. Автономов, А.С. Зарубежный опыт федерализма. Принципы федерализма в России и США. Сравнительный аспект. [Электронный ресурс] /А.С.Автономов//Казанский федералист-2002.-№3.

10. Григорьева, А.В. Основы становления федеративного устройства в России/ А. В. Григорьева//Государство и право-2009.- №10

11. Чиркин, В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве/ Чиркин В.Е.// Государство и право-1994.- № 1.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.