Рефераты. Конституционное право граждан на образование

Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила переместить в работе Комитета приоритетность работы на законодательную инициативу. За прошедшее время со дня формирования Комитета (1994) был разработан целый ряд законопроектов по вопросам образования.

Кроме того, Комитетом проводится большая работа по анализу всех принимаемых федеральных законов, разработки и внесения поправок к ним с точки зрения защиты интересов системы образования, так как многие законы напрямую или опосредованно касаются вопросов образования. Комитетом в порядке законодательной инициативы было направлено в Государственную Думу большое количество поправок в законопроекты, в первую очередь в законопроекты, регулирующие финансовые (федеральный бюджет) и налоговые вопросы, а также предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О государственной поддержке начального профессионального образования».

Сегодня, когда новая редакция Федерального закона «Об образовании» принята и вступила в силу (с 23 января 1996 г.), можно утверждать, что данный Федеральный закон обеспечивает всестороннюю поддержку системы образования, расширяет права граждан на образование, исключает устаревшие или не подтвердившие свою жизненность правовые нормы.

Удалось сохранить в новой редакции «старые» правовые нормы, направленные на социальную защиту работников образования.

В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.

Фактически система начального профессионального образования сегодня стала общей болью для нашего общества. В такой ситуации перед законодателями стоит задача посредством формирования законодательной базы принципиально изменить отношение государства к системе начального профессионального образования.

Представляется, что на эти вопросы во многом отвечает Федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования», который содержит правовые нормы, направленные на стабилизацию ситуации в начальном профессиональном образовании и обеспечение условий реализации права граждан на общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование.

Принятие этого федерального закона позволит стабилизировать ситуацию в учреждениях начального профессионального образования, создать условия для реализации принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, обеспечить поддержку детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения в получении ими начального профессионального и среднего (полного) общего образования.

Накопленный опыт в законопроектной деятельности, особенно анализ исполнения законов, позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве. Во-первых, это механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота и, во-вторых, правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.

Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые или декларативны, или не имеют механизма реализации, или отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.

Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.

К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.

Заключение

Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года каждый имеет право на образование. Ст. 43 Конституции отнесла к числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование.

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Это и введение эксперимента по сдаче Единого Государственного экзамена, и экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, и получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего.

Глоссарий

п/п

Понятие

Определение

1

Конституционное право

- отрасль права; система внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливают:

- социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства;

- осуществление основных прав и свобод человека и гражданина;

- систему государственной власти; и

- систему внутреннего самоуправления.

2

Право на образование

- закрепленный в конституции комплекс социальных прав человека, включающий:

- право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных образовательных учреждениях;

- право на выбор родителями формы обучения для своего ребенка;

- право на учреждение частных учебных заведений и др.

3

Обучение

процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду

4

Воспитание

создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты.

5

Свобода информации

- в конституционном праве - группа прав и свобод:

- свобода слова;

- свобода печати и иных средств массовой информации;

- право на получение информации, имеющей общественное значение;

- свобода распространения информации любым законным способом.

6

Конституционный Суд Российской Федерации

судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

7

Закон

нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же самим народом посредством референдума

7

Право

это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. №237. 25.12.1993.

2 Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (в посл. редакции от 13.02.2009 № 19-ФЗ).// Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.

3 Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.

4 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: 2007.

5 Баглай М. В., Конституционное право Российской Федерации, - М.: Норма, 2007.

6 Богданова Н.А. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2008.

7 Гаврищук В.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии. // Право и образование. - 2007. - № 3.

8 Ильичев И.Е., Пучков А.И., Лазарев А.Ю. Конкуренция на рынке образовательных услуг. // Право и образование. - 2006. - № 2.

9 Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2007. - № 2.

10 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право.- М.: Норма, 2007.

11 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 580 с.

12 Конституционное право России. /Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - Екатеринбург, 2006.

13 Конституционное право. /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Норма, 2008.

14 Конституция Российской Федерации: комментарии Конституционного Суди РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок. - М.: Норма, 2004 . - 267с.

15 Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации / Под ред. О.И. Туинова. - М.: Норма, 2008.

16 Лазовский Л.Ш., Райнсберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. - М.: Инфра * М, 2007 .

17 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Норма, 2006.

18 Мирошникова В.А. Комментарий к конституции РФ. - М.: Тандем, 2005.

19 Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2007. - № 3.

20 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. - М.: Норма, 2006.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.