Рефераты. Конституционное право Франции

Их деятельность носит временный характер и заканчивается с момента представления доклада, но не позднее истечения шестимесячного срока от даты принятия резолюции об учреждении комиссии.

В контроле участвует посредник (медиатор) парламента, назначаемый правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, но он может сообщать об этом парламенту, возбуждать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекомендации государственным органам по вопросам прав граждан. В департаментах (административно-территориальных единицах) есть представители посредника -- делегаты.

Контроль деятельности правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к Сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в отставку, но у Президента имеется право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями большинства. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.Судебные полномочия парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Внешнеполитические полномочия парламента касаются, прежде всего, ратификации международных договоров.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть). Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета -- под председательством премьер-министра. Роль Президента и правительства зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство -- к другой (так было, например, в 1986-1988 гг., 1993-1995 гг., 1997-2002). Состав правительства лишь юридически определяется Президентом, а фактически зависит от той партии (коалиции партий), которая имеет большинство и нижней палате парламента.

Президент избирается гражданами на пять лет. Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Их под заявлением о выдвижении кандидатуры должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Президент занимает центральное место в системе органов государства. Он следит за соблюдением Конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров, обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрасигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта Президента). К группе полномочий, осуществляемых Президентом самостоятельно, относятся:

1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого Президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Президент не может использовать это право чаще чем раз в год;

2) право вводить в стране чрезвычайное положение. До принятия таких мер Президент предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты Президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия;

3) право назначать премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства Президентом требует последующего (но не обязательно при назначении) одобрения правительственной программы нижней палатой парламента. Если одобрение не получено, правительство уходит в отставку;

4) право передавать на референдум законопроекты по установленным конституцией вопросам (предложение Президента о референдуме предварительно обсуждается в обеих палатах парламента, но не голосуется: парламент выступает в качестве совещательного органа);

5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению;

6) право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению;

7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать 3 его членов;

8) право помилования.

Президент как глава Вооруженных сил председательствует в различных советах и комитетах обороны. Он ратифицирует некоторые виды международных договоров (обычно это делает парламент в целом или Сенат, но если ратификацию осуществляет Президент, то требуется контрасигнатура правительства).

Полномочия Президента, требующие контрасигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров66 В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 22., заседавшим под его председательством; назначение дипломатических представителей. Президент вправе регулировать финансовые вопросы, если парламент не примет финансовый закон в течение 70 дней (такие законы может вносить в парламент только правительство).

В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат -- несколько сот личных сотрудников. Часть из них образуют кабинет Президента, часть -- президентский «генеральный штаб», другие являются советниками Президента. Все они назначаются Президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

Президент не отвечает перед судами общей юрисдикции, он не может быть вызван в суд в качестве свидетеля, в том числе и в отношении деяний, полагаемых преступными, но после окончания срока президентства он несет обычную ответственность (постановление Кассационного суда 2001 г.). На должности Президента он несет ответственность за государственную измену перед особым судом -- Высоким судом правосудия. Этот суд не только смещает Президента с должности, но и назначает меру наказания.

В случае вакансии поста главы государства его обязанности исполняет председатель Сената. Новые президентские выборы проводятся в этом случае не ранее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии. Исполняющий обязанности президента несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в частности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить пересмотр Конституции.77 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995. С. 210.

Правительство -- Совет министров состоит из премьер-министра и министров (более 30). Их назначает Президент (министров -- по представлению премьер-министра). Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку. Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же, как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. По традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Поэтому, юридически имея право назначить свое правительство, уже трижды Президент был вынужден назначать правительство из состава оппозиционных партий, располагавших большинством мест в нижней палате. Иначе палата отправит любое другое правительство в отставку.

Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, государственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров (советом кабинета). Совет министров -- это заседание правительства под председательством Президента, на котором он осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению Президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Совета министров (правительства) -- еженедельно (по средам). Акты правительства при осуществлении регламентарной власти -- ордонансы (они имеют силу закона), при осуществлении исполнительной власти -- декреты (подзаконные акты). Все они подписываются Президентом.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет вместе с Президентом, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит Президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства (без присутствия Президента).

На практике многие полномочия реализуются от имени правительства премьер-министром, который занимает особое положение в правительстве. Он координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны; «обеспечивает исполнение законов» (по Конституции это его личная обязанность), может созвать парламент на дополнительные заседания (свыше 120 заседаний, после консультации с нижней палатой), практически он от имени правительства в значительной мере определяет повестку дня работы парламента, может требовать принятия закона нижней палатой при разногласиях палат, осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (эти акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству, у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запросом о конституционности законопроекта, с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти -- при определении профиля законопроекта или акта правительства. Премьер-министр вправе отменять действие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Конституционного совета и при некоторых других условиях.

Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы -- кабинет премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работу министров), генеральные секретариаты планирования, обороны и др. Министерства в зависимости от направления деятельности можно подразделить на три крупные категории: 1) министерства военно-политического характера;88 Подр. см.: Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. С. 104-105.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.