Рефераты. Конституционное право Украины

Конституция предусматривает возможность формирования правительства и одной фракцией, если она будет насчитывать большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Однако такой вариант с учетом политических реалий Украины пока представляется сугубо теоретическим. В 1998 году максимальный результат на парламентских выборах по общегосударственному избирательному округу показала Компартия, набравшая 24,65% голосов, в 2002 году - блок «Наша Украина» занял первое место с результатом 23,57%.

Проблема любой политической коалиции - ее устойчивость и стабильность. Если участники коалиции идеологически близки и способны согласовать свои интересы, находить компромисс в выработке и проведении совместной политики, - такой политический альянс будет функционировать достаточно эффективно. Но если коалиция идеологически разнородна, либо ее количественное преимущество над оппонентами в парламенте очень невелико, - то кризисы коалиции, а в случае, если эта коалиция правящая, то и правительственные и парламентские кризисы неминуемы Савгиря О.В. Правовий статус парламентської опозиції.-К.:Центр навчальної літератури, 2006.- с. 86. Есть еще одна закономерность - чем больше участников коалиции, тем сложнее обеспечивать ее единство, более сложной и противоречивой становится комбинация интересов.

В условиях Украины проблема создания эффективной парламентской коалиции будет усугубляться целым рядом обстоятельств. Во-первых, неумением договариваться и соблюдать договоренности. В украинской политической «традиции» скорее принято «кидать» партнера, нежели хранить верность данному слову. Во-вторых, будет сказываться идеологическая поляризованность и полицентричность партийной системы Украины, для которой характерно противостояние национал-демократов и пророссийских политических сил, левых партий и партий, связанных с крупным капиталом. В-третьих, создание устойчивой парламентской коалиции будет затруднять глубина и острота противоречий между ведущими политическими силами, в том числе между их лидерами, взаимные обиды, накопившиеся за последние два года. О категорическом отказе создавать коалицию с определенными политическими силами несколько партий и блоков заявляют уже сейчас, за два месяца до выборов. Естественно, это ограничивает возможности создания устойчивого политического союза. Наконец, в качестве дестабилизирующего фактора может выступать и отсутствие законодательных норм, регулирующих процесс создания, организации и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций. Ведь Конституция Украины формулирует лишь самые общие основы ее функционирования.

3 Статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине

Наряду с гражданами Украины на ее территории пребывают иностранцы и лица без гражданства, а такжк беженцы и иммигранты. В общем виде основы контитуционно-правового статуса этих лиц по сравнению со статусом граждан Украины заложены в ст. 36 Конституции Украины, согласно которой иностранцы и лица без гражданства, пребывающие в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут те же самые обязанности, что и граждане Украины, за исключением установленных Конституцией, законами и международными договорами Украины Конституция Украины. Закон Украины о внесении изменений в Конституцию Украины».№2222-IV от 8 декабря 2008 года.- Харьков: Парус, 2005.- с.10, Раздел 2,статья 36.

Статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине так же определяет Закон Украины « О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» , принятый 4 февраля 1994 года. Согласно статьи 1 этого закона иностранцами являются лица, которые не пребывают в украинском гражданстве и являются гражданином (подданным) другого государства или государств, а лицом без гражданства - лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином, или апатриды (от греч.- тот, у кого нет родины), т.е. лица, которые не принадлежат к гражданству ни одного государства Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья2.

Согласно статьи 2 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» иностранцы и лица без гражданства имеют те же права и свободы и выполняют те же обязанности, что и граждане Украины, если другое не предусмотрено Конституцией, этим и другими законами Украины, а также международными договорами Украины Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья2. Иностранцы и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой или национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, других обстоятельств.

В этот закон на протяжении 2002-2003 г.г. были внесены существенные изменения и дополнения, которые коренным образом изменили содержание Закона.

Прежде всего отдельно был определен статус иностранцев и лиц без гражданства, что отразилось в названии Закона « О статусе иностранцев и лиц без гражданства». Например, такие государства как Испания и Болгария выделяют права и обязанности, которые присущи всем, а также такие, которые принадлежат только гражданам этих государств. В Конституции Украины и Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» пошли путем сравнения в правах своих граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Осуществление иностранцами и лицами без гражданства своих прав и свобод не должно причинять ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам ее граждан и других лиц, которые проживают в Украине. Иностранцы или лица без гражданства, которые иммигрировали на постоянное проживание или для временного трудоустройства, получают свидетельства на постоянное или временное проживание. Иностранцы и лица без гражданства, которые пребывают в Украине на законных основаниях, считаются такими, которые временно пребывают на территории Украины. Они обязаны в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, зарегистрировать свои паспортные документы, (согласно статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства паспортные документы - это национальный паспорт или документ, которые его заменяет), и выехать из Украины после окончания соответствующего срока пребывания. Если иностранцы и лица без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, сменяют место проживания, они обязаны сообщить об этом в органы внутренних дел, в которых зарегистрированы их паспортные документы, или документы, которые их заменяют. В статье 4 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья 4 им может предоставляться приют и, согласно Конституции Украины, Закона Украины « О беженцах» от 21 июня 2001 Закон Украины «О беженцах» от 21июня 2001 года. Статья 3 года и статьи 5 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994.-статья 5 иностранцам и лицам без гражданства может предоставляться статус беженца. В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О гражданстве Украины» иностранцы и лица без гражданства могут натурализироваться, т.е. приобрести гражданство Украины, если в течение последних пяти лет они проживают на территории Украины, владеют государственным языком Украины (статья 10 ч.1 Конституции Украины гласит: «Государственным языком в Украине является украинский язык» Конституция Украины. Закон Украины о внесении изменений в Конституцию Украины».№2222-IV от 8 декабря 2008 года.- Харьков: Парус, 2005.- с.10, Раздел 2,статья 10) на достаточном для общения уровне, соблюдают Конституцию и законы Украины.

К основным правам, свободам и обязанностям иностранцев и лиц без гражданства принадлежат права на:

ь инвестиционную и предпринимательскую деятельность;

ь трудовую деятельность;

ь на отдых;

ь на охрану здоровья и социальную защиту;

ь жилище;

ь имущественные и личные неимущественные права;

ь образование;

ь пользование достижениями культуры;

ь принимать участие в объединениях граждан, кроме политических партий ( ст.36 Конституции Украины);

ь свободу совести;

ь права в брачных и семейных отношениях;

ь иметь в своей собственности любое имущество, унаследовать и завещать его.

При всем этом законодательство Украины гарантирует иностранцам и лицам без гражданства неприкосновенность личности, жилища, невмешетельство в личную и семейную жизнь, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, уважение их достоинства наравне с гражданами Украины. Но и в то же время иностранцы и лица без гражданства ограничены в реализации некоторых прав и обязанностей. Например, иностранцы не могут назначаться на некоторые должности и заниматься определенной трудовой деятельность., если в соответствии с законолательством Украины назначение на эти должности или занятие определенной деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины. Иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также принимать участие в референдумах, на них не распространяется всеобщая воинская повинность. Закон Украины «О гражданстве Украины» говорит о возможности принятия гражданства Украины при выполнении определенных требований ( проживание на территории Украины непрерыв но на протяжение последних 5-ти лет, знание государственного языка Украины, хотя бы на уровне общения или его понимание, соблюдение Конституции и законов Украины) Закон Украины «О гражданстве Украины от 18.01.2001.- Статьи 7, 9.

Въезд в Украину иностранцу и лицу без гражданства не разрешается Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник.- 3-є вид., перероб і доп..-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.163:

ь в интересах обеспечения безопасности Украины и общественного порядка;

ь при необходимости охраны здоровья, защиты прав и законных интнресов граждан Украины и других, проживающих в Украине лиц;

ь если его паспортный документ, виза подделаны, испорчены, не соответствуют образцу иои принадлежат другому человеку;

ь если им нарушены правила пересечения государственной границы Украины;

ь при нарушении законодательства Украины во время предварительного пребывания в Украине.

Выезд с Украины иностранцу и илцу без гражданства не разрешается, если Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник.- 3-є вид., перероб і доп..-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.165:

ь в отношении его ведется дознание или предварительное следствие или уголовное дело ведется судом - до окончания судебного производства;

ь он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

ь его выезд противоречит интересам обеспечения безопасности Украины - до прекращения обстоятельств, мешеющих выезду.

Подводя итог данного вопроса можно, что изучив украинское законодательство в отношении иностранцев и лиц без гражданства я вижу, что иностранцы и лица без гражданства, которые пребывают в Украине временно или на постоянной основе не ограничены в своих правах, свободах и обязанностях, их права, свободы и обязанности разнообразны и осуществлять их иностранцы и лица без гражданства могут наравне с гражанами Украины. А что касается органичений в области политических прав иностранцев и лиц без гражданства, так это уж только в целях национальной безопасности Украины, независимости Украины, ее конституционного строя, суверинитета и территориальной целостности.

Список использованной литературы

1. Конституция Украины: Принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.- ст.ст.5-8, 13-14,36, 38.

2. Закон Украины « О статусе иностранцев и лиц без гражданства», ст.ст.1-5.

3. Закон Украины «О гражданстве Украины» ст.ст.6,8,9.

4. Закон Украины «О статусе народных депутатов Украины» ст.1

5. Закон Украины «О беженцах» от 21 июня 2001 года..- ст.3

6. Котюк І., Котюк О. Курс правознавства. Частина 2: Основи публічного права України: Навч.посібник.-2-ге вид доп. і вип. - К.:Версія, Видавець Іван Котюк, 2005.- с.с.19-33

7. Савгиря О.В. Правовий статус парламентської опозиції.-К.: Центр навчальної літератури, 2006.- с.с.60-98.

8. Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник. - 3-є вид., перероб. і доп.-К.:Юрінком Інтер, 2006.-с.4-60,132-158,264-279.

9. Шаповал В.М. Сучасний конституціоналізм.К.:Юрінком Інтер, 2005.- с.с.3-56

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.