Рефераты. Конституционное (государственное) право России

Конституционное (государственное) право России

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального права

Контрольная работа по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Вариант № 6

Выполнил студент гр. ЮС-06-1

Бабкин С.П.

Проверил:____________________

г. Чита 2007 г.

План

  • Введение 3
  • 1.Конституционные основы государственного строя РФ.4
  • 2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15
  • Заключение 23
  • Список литературы 24

Введение

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражда-нина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра-ны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20--29 Консти-туции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и сво-боду, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основ-ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен-ность частной жизни, собственности, безопасность, сопротив-ление угнетению). Эти права выражают естественное состоя-ние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.

Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII--XVIII вв. в ходе борь-бы против феодальных монархий. Впервые она была выраже-на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны-ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стрем-ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове-ка и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци-онное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при-надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю-чены в конституции всех демократических государств.

1. Конституционные основы государственного строя РФ.

Федеративное устройство -- разновидность государственно-го устройства, являющегося необходимым институтом кон-ституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от ис-торических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Рос-сия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства -- одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможно-сти эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са-мым предопределяя правовую базу решения проблем обще-ственного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно-шения с центральной властью. Следовательно, государствен-ное устройство определяет меру централизации и децентрали-зации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито-риально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ-ствах.

Различаются две основные формы государственного уст-ройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство -- это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административ-но-территориальные единицы не обладают политической са-мостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство -- это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной само-стоятельностью. Субъекты такого союзного государства име-ют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму го-сударственного устройства -- конфедерацию, которая предпо-лагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци-ями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устрой-ства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недоста-точно иметь среди своих граждан лиц различной националь-ности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных груп-пах населения, компактно проживающих на различных час-тях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих нацио-нальных групп. Каждая нация обладает своеобразным сувере-нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио-нальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других -- создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство -- ис-ключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф-фективного экономического и социального развития всех ча-стей государства. Этому может мешать как чрезмерная цент-рализация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио-нальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-эконо-мической жизни, достигнуты наибольшие социальные и эко-номические успехи.

Унитарное государство -- централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная вла-сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части террито-рии. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, кото-рое в пределах своей компетенции действует самостоятель-но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью са-мостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суве-ренитет признается единым и неделимым всеми частями это-го государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве граж-данство бесспорно признается единственным. Унитарное госу-дарство может быть многонациональным, например Великоб-ритания, в которой компактно проживают англичане, шот-ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децент-рализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть уни-тарных государств не знает каких-либо национальных адми-нистративных образований. Группы граждан отдельных наци-ональностей, организуя свои общины, не претендуют на авто-номию или собственную государственность.

Федеративное государство -- это только общая форма госу-дарственного устройства, а ее конкретное содержание -- по-литическое и правовое -- весьма неоднородно. Сами федера-ции, правовой статус и объем полномочий их субъектов фор-мировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управле-ния («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматри-вался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демо-кратическое правовое государство перекрывает цели нацио-нальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо приви-легии граждан по национально-титульному признаку.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.