14
Содержание
Введение
Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Институт гражданства
Конституционный принцип равноправия граждан
Социально-экономические права
Политические права
Личные права и свободы
Права социальных, национальных и других общностей
Конституционные обязанности личности
Гарантии конституционных прав, способы выполнения конституционных обязанностей
Права и обязанности граждан при чрезвычайном положении
Заключение
Источники и литература
Конституционное (государственное) право зарубежных стран возникло и развивалось под влиянием западных либерально-индивидуалистических концепций, выдвигавших на первый план естественные неотчуждаемые права человека. В данной отрасли права рассматриваются и конституционно-правовые основы общественного строя того или иного государства, взаимодействие ветвей власти. Отсюда мы видим, что конституционное право определяет структуру, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею гражданина.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. Это доказывает актуальность темы данной контрольной работы.
Цель данной работы рассмотреть конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники конституционно-правового статуса личности в зарубежных стран.
Права человека являются естественными и неотчуждаемы-ми правами, которые принадлежат ему по рождению, к числу неотчуждаемых прав обычно относят право на жизнь, свободу, личную безопасность, неприкосновенность личности и т. п.
Что же касается прав гражданина, то они связаны с фактом гражданства, т. е. принадлежности лица к определенному госу-дарству или политическому обществу. К таким правам относят избирательные права, право на объединение в определенные по-литические партии и союзы и т. д.
В странах тоталитарного социализма права человека и граж-данина представляли как бы единое целое, а важное значение придавалось правам граждан и правам трудящихся. Так, в Кон-ституции Китая право на образование и отдых предоставлено только трудящимся гражданам.
Ряд прав и обязанностей человека и гражданина возникают только по достижении определенного возраста: например, право на труд -- с 16 лет, воинская обязанность -- с 18 лет, а право собственности возникаете момента рождения, иногда и до рождения, когда наследниками могут стать дети, родив-шиеся после смерти наследодателя.
В настоящее время основы правового статуса личности и гражданина определяются международным правом. Конститу-ции многих государств делают ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООП 1948 г. и Международные пакты о правах человека 1966 г. Международное право устанавливает следую-щее:
-- внутреннее законодательство не должно противоречить зафиксированным в международных актах основным правам че-ловека и общечеловеческим ценностям;
-- не может быть абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены на основании закона и только в той части, в какой это допущено конституцией на основе требова-ния международного права и в определенных целях;
-- запрещается использовать права с целью нанесения ущер-ба правам и законным интересам других юридических и физи-ческих лиц;
-- права конкретной личности ограничены правами других лиц.
В странах тоталитарного социализма социалистическая кон-цепция прав человека исходила из принципов коллективизма. В демократических государствах приоритет отдается личным и политическим правам и свободам. В то время как в мусульман-ском праве права человека связаны с его религиозной принад-лежностью и полом.
По конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин. Во многих мусульманских странах женщины не имеют избирательных прав, они, будучи наследницами, получают половину доли наследства, а их пока-зания в суде (двух женщин) приравниваются к показаниям од-ного мужчины.
В Океании правовой статус лица зависит от его принадлеж-ности к определенному племени.
Правовое положение конкретного лица зависит от его ста-туса (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с двойным гражданством. Особый статус имеют беженцы (не граждане государства их пребывания), а также вынужденные переселенцы (граждане) и др.
Естественно, что большими правами наделяются граждане данного государства, поэтому они несут и несравненно больше обязанностей (воинская обязанность). Иностранцы имеют пас-порт своего государства, в стране пребывания им выдается вид на жительство, они не служат в армии страны пребывания, не платят налоги (если между странами имеется соглашение об ис-ключении двойного налогообложения) и т. д. Лица без граждан-ства, в отличие от иностранцев, не пользуются дипломатиче-ской защитой какого-либо государства, как иностранцы, они могут быть принудительно высланы из страны пребывания. Лица с двойным гражданством наделены правами и несут обя-занности в соответствии с законодательством тех государств, гражданами которых они являются. Такая обязанность, как служба в армии, разрешается дипломатическим путем.
В конституционном праве ряда зарубежных государств упо-требляются термины «гражданство» и «подданство». О правовом положении было сказано ранее, что же касается термина «под-данство», то он применяется только в монархиях, т. к. отражает связь конкретного человека с монархом, т. е. это звучит как подданный его величества.
По своему положению граждане различаются как:
-- урожденные в данной стране;
-- натурализованные, принятые в гражданство в соответст-вии с действующим законодательством.
Остановимся на способах приобретения гражданства, их два:
1) по рождению;
2) натурализация.
Эти способы являются самыми распространенными, кроме них существуют менее распространенные, к которым относят:
1) оптацию -- выбор гражданства страны в связи с перехо-дом территории от одного государства к другому .или же про-возглашение определенной территории прежнего государства независимым новым государством;
2) трансферт -- переход территории, который сопровожда-ется изменением гражданства без права выбора (имело место после второй мировой войны).
Существует несколько способов утраты гражданства:
1) по инициативе лица, подавшего заявление о своем выходе;
2) лишение гражданства осуществляется против воли лица по инициативе государства.
Во многих зарубежных странах законодательство запрещает высылку из страны граждан, такая практика имела место в странах бывшего социалистического содружества; в отношении иностранцев этот Институт возможен, но только по постанов-лению суда (Румыния), а в Мексике полномочиями по высылке иностранцев из страны наделен орган исполнительной власти.
Выдача лица одного государства другому для производства предварительного следствия или суда (экстрадиция) возможна в соответствии с заключенным международным договором или же без такового, не допускается выдача лиц, в отношении кото-рых возбуждено уголовное преследование по политическим мо-тивам.
В большей части конституционные права и свободы граждан подразделяются на 4 группы, к которым относят:
-- права и свободы, обусловленные равноправием граждан (например, перед законом);
-- социально-экономические и культурные права (право на труд, на использование культурных ценностей);
-- политические права и свободы граждан (свобода полити-ческих объединений для влияния на органы государственной власти);
-- личные права и свободы граждан (например, неприкосно-венность личности).
Международное право особое внимание уделяет такому кон-ституционному праву, как равноправие, а вот неравные права граждан в зависимости от пола, расы и вероисповедания явля-ются дискриминацией. Разновидностью национальной дискри-минации в ряде прибалтийских стран является языковая диск-риминация, которая направлена соответственно против русско-язычного населения. В таких странах, как США, Канада и ряд других, имеются резервации для коренных племен, которые ог-раничивают их свободу, закрепляя, таким образом, на опреде-ленных землях. Необходимо заметить, что население племен налогов не платит, но и в общественной жизни государства участия соответственно не принимает.
В ряде стран социально-экономические права нашли консти-туционное подтверждение, к их числу относятся:
-- право собственности и ее наследования, многие консти-туции предусматривают национализацию отдельных отраслей хозяйства (Франция, Мексика), а в условиях военного времени возможна даже и реквизиция -- временное изъятие собствен-ности для обороны. Следует заметить, что конкретное имуще-ство у собственника может быть изъято только для обществен-ных целей и только на основе закона;
-- право на труд, в ряде конституций демократических стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени;
-- право на отдых означает, что в конце недели предоставля-ется один или два выходных дня, которые оплачиваются рабо-тодателем;
-- право на забастовку (стачку), являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресо-ванных работодателю;
Страницы: 1, 2