Рефераты. Конституционно-правовой статус правительства

Конституционно-правовой статус правительства

35

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

РЕФЕРАТ

по теме: «Конституционно-правовой статус правительства»

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.

Белгород

2008 г

План

Вступительная часть

1. Понятие и виды правительства

2. Способы и порядок формирования правительства

3. Структура правительства.

4. Компетенция правительства

5. Ответственность правительства.

Заключительная часть

Введение

В системе центральных государственных органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция в значительной степени зависит от формы правления.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является усиление роли исполнительной власти, что находит выражение в активном участии правительства в законотворческой деятельности, праве издавать акты, имеющие силу закона, в обладании чрезвычайными полномочиями. Фактическая роль правительства в государственном механизме еще более значительна, т.к. его глава в государствах с парламентской формой правления выполняет отдельные функции главы государства, в том числе временно исполняет обязанности президента.

Актуальным является вопрос об ответственности правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.

Вопрос № 1. Понятие и виды правительства.

Закономерностью общественно-политического развития зарубежных стран является концентрация наиболее важных полномочий у высших органов исполнительной власти. Это происходит в результате эволюции государственности в условиях современной научно-технической революции, сопровождающейся усложнением социальных процессов.

Органы исполнительной власти приобретают едва ли не универсальное значение, осуществляя не только исполнительные функции, но и во многом определяют содержание и характер законотворческого процесса.

Правительство - это высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров (Италия, Болгария, Испания, Португалия, Польша) или Кабинета Министров (Япония, Израиль, Казахстан, Латвия). Встречаются и иные обозначения: Государственный совет (Норвегия, Финляндия, Швеция, Китай); Федеральный совет (Швейцария); Правительство (Колумбия, Венгрия, Румыния, Чехия, Россия); Федеральное правительство (ФРГ, Австрия).

Поня-тие «правительство» известно далеко не всем конституциям. Основные законы ряда государств не предусматривают функционирование подобно-го органа и упоминают лишь о главе государства и отдельных министрах (например, конституция Никарагуа 1987 г.). Большин-ство же конституций регулируют деятельность указанного инсти-тута, используя при этом разные наименования.

В некоторых государствах проводится различие между прави-тельством, заседающим под председательством главы государст-ва, и правительством, заседающим под председательством премь-ер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин «совет мини-стров», а во втором -- «совет кабинета». В Скандинавских стра-нах обычно различаются государственный совет, в котором пред-седательствует глава государства, и совет министров, заседаю-щий под председательством премьер-министра.

Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления, а также особенностями политического режима и политической практики, которые сложились в данной стране.

От других государственных органов правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Несмотря на использование в конституционном праве различ-ных стран неодинаковых понятий, термин «правительство» явля-ется как бы обобщающим. Конкретная его трактовка во многом зависит от формы правления той или иной страны. В президент-ских республиках, а также в странах, сочетающих черты абсо-лютной и дуалистической монархии, правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государ-ства, полномочия которых производны от полномочий последнего. Правительство здесь, таким образом, обычно не составляет еди-ного коллегиального органа. Весьма показательна в данном отно-шении терминология, применяемая мексиканским конституционным правом, где правительство обозначается термином «совеща-ние Государственных секретарей».

Конституции указанных государств обычно закрепляют статус президента (монарха) в качестве и главы государства, и главы правительства. Он играет решающую роль в определении про-граммы правительственной деятельности, в принятии важных ре-шений. Каждый из министров правительства считается, как прави-ло, лишь индивидуально уполномоченным осуществлять политику главы государства в вверенной ему сфере. В тех странах, которые функционируют преимущественно по президентскому образцу, но где существует пост премьер-министра, последний считается по-мощником президента и наделяется такими полномочиями, кото-рые последний пожелает ему предоставить. Главная задача премь-ер-министра сводится в основном к осуществлению вспомога-тельных, общекоординационных функций.

С точки зрения партийного состава правительства можно под-разделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Сау-довская Аравия). Беспартийные правительства часто формирова-лись в условиях военных режимов стран «третьего мира».

Партийные правительства бывают как однопартийными, так и коалиционными. Первые могут формироваться в странах с парла-ментарными и смешанными формами правления, где какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобри-тания, Канада), а также в президентских республиках, где мини-страми чаще всего становятся представители партии, победив-шей на президентских выборах. Коалиционные правительства ча-ще всего создаются в странах с парламентарными и смешанными формами правления, в которых ни одна партия не располагает поддержкой парламентского большинства (Италия, Бельгия, Ни-дерланды, Дания).

В зависимости от поддержки правительства со стороны раз-личных парламентских фракций выделяются правительства боль-шинства и правительства меньшинства. Последние обычно фор-мируются в ситуации, когда образование правящей коалиции, ко-торая бы охватывала партии, в совокупности опирающиеся на поддержку парламентского большинства, не представляется воз-можным. Правительство меньшинства находится у власти, как правило, благодаря поддержке других партий, непосредственно не входящих в правительство. Формирование подобных правительств характерно, в частности, для скандинавских монархий (Норве-гия, Дания, Швеция). В последнее время такая практика полу-чила распространение и в Индии (вследствие утраты некогда доминирующих позиций на внутриполитической арене партией Индийский национальный конгресс). Сравнительное конституционное право. Учебное пособие / под ред. доктора юрид. наук, проф. А.И. Ковлера, доктора юрид. наук, проф. В.Е. Чиркина, (отв. ред.) доктора юрид. наук Ю.А. Юдина.- Изд-во «Манускрипт». - М.: 1996. С. 623-625.

Вопрос № 2. Способы и порядок формирования правительства.

Способы формирования правительства зависят в первую очередь от формы правления и от участия парламента в этой процедуре. Существует несколько механизмов формирования правительства, в основе различий которых лежит соотношение объема полномочий главы государства и парламента. Обобщая, можно представить рассматриваемый процесс в следующем виде:

- глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства - парламент назначает (Польша);

- глава государства предлагает кандидатуры - парламент одобряет -глава государства назначает (ФРГ, Испания);

- глава государства назначает главу и членов правительства - парламент одобряет (Греция, Италия);

- парламент предлагает кандидатуру главы правительства - глава госу-дарства назначает (Япония);

- глава государства назначает главу и членов правительства без официального участия парламента (Великобритания).

В парламентарных республиках и монархиях используется так называемый парламентский способ формирования правительства. Суть его состоит в том, что высший представительный орган непосредственно осуществляет процедуру по созданию правительства и может принудить его уйти в отставку. Фактически право на создание правительства получает партия или коалиция партий, которая после выборов имеет большинство мест в нижней плате. Однако конкретные процедуры могут заметно отличаться.

Если какая-либо партия (блок партий) располагает явным большинством в парламенте, то проблем с формированием правительства, как правило, не возникает, поскольку ее лидер чуть ли не автоматически становится премьер-министром. Подобная ситуация характерна, в частности, для Великобритании, Канады, Грации, Австралии, Малайзии, Сингапура. Так, премьер-министром Греции назначается руководитель политической партии, располагающей в Палате депутатов абсолютным большинством мест. Если эта партия не имеет своего руководителя или если последний не был избран депутатом, то назначение премьер-министром производится после назначения парла-ментской группой партии своего руководителя. Если ни одна из политиче-ских партий не располагает абсолютным большинством мест в Парламенте, Президент республики поручает руководителю партии, обладающей отно-сительным большинством мест, выяснить возможность сформирования Правительства, которое бы пользовалось доверием Парламента. Если это не удается, то Президент может поручить формирование Правительства руко-водителю партии, занимающей по численности второе место в Парламенте, или назначить премьер-министром лицо, которое, по мнению Совета рес-публики, может получить доверие Палаты. После принятия присяги пре-мьер-министром правительство обязано поставить вопрос о доверии перед Палатой депутатов. Резолюция доверия принимается абсолютным боль-шинством голосов присутствующих депутатов (но не менее 2/5 от общего числа депутатов); резолюция порицания абсолютным большинством голосов членов Палаты (ст. 37 и 84 Конституции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.