Рефераты. Конституционно-правовой статус депутата

Многие наши учёные и политики считают неприемлемым императивный мандат, утверждают, что право отзыва становится средством давления избирателей на неугодного, инакомыслящего депутата. Если следовать идее отказа от императивного мандата, тогда надо отказаться от выборов вообще, так как в процессе выборов на кандидатов в депутаты также оказывается давление.

Возвращаясь к правовому статусу депутата, нужно отметить следующее. Несмотря на преимущества свободного мандата, такие как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимость мнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютно нереальна. Частично это связано с зависимостью депутата от партии, по спискам которой он баллотировался в парламент. Именно партии предписывают депутату линию его политического поведения в парламенте, поскольку обладают всеми средствами принуждения в отношении депутатов, если последние отступают от этой линии. Таким образом, не приходится говорить о независимости депутата, имеющего свободный мандат, поскольку депутаты находятся в полной зависимости от политических партий. Имея свободный мандат, депутат становится полностью неподконтрольным избирателям своего округа и полностью зависимым от партийной линии или интересов поддержавшей его на выборах группы. Решение этой проблемы заключается в уходе от крайностей императивного и свободного мандатов и разработке смешанной модели депутатского мандата, совмещающей положительные стороны обоих его видов.

Анализ положений Конституции РФ 1993 г. и федерального законодательства показывает, что в России на федеральном уровне действует модель свободного мандата депутата. Императивный мандат установлен в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований. В динамичном правовом пространстве России вопрос о правовом статусе депутатов и выборных должностных лиц остается актуальным.

5. Гарантии деятельности парламентария

Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом своей деятельности в интересах избирателей и государства. Институт гарантий вводится не только и даже не столько ради обеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько ради того, чтобы депутатская деятельность осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно, приносила наилучшие результаты. Гарантии депутатской деятельности следует подразделять на шесть видов: политические; организационные; гарантии трудовых прав; материальные гарантии (индемнитет); неответственность депутата за голосование и выступления по роду депутатской деятельности; депутатская неприкосновенность (иммунитет). Курманов М.М. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. N 9. С.41.

Политические гарантии - это определяющие воздействие всей политической системы на депутатскую деятельность, благодаря которому депутаты учитывают интересы и волю избирателей, цели и задачи государства и общества. Депутаты в своей деятельности опираются на политические институты, позволяющие им принимать необходимые меры по реализации целей и задач государства и общества, которые не могут противоречить интересам и воле избирателей.

Организационные гарантии - это деятельность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и общественно-политических организаций по созданию необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления депутатской деятельности. Законы о статусе депутатов обязывают государственные органы, должностных лиц содействовать работе депутатов, обеспечивать их необходимыми справочными и информационными материалами, своевременно рассматривать обращения депутатов и т.д.

Гарантии трудовых прав создают у депутатов уверенность в том, что их трудовые права и интересы не могут пострадать в результате депутатской деятельности. Эти гарантии различаются в зависимости от того, на каких началах осуществляется депутатская деятельность: на профессиональной основе или без освобождения от постоянного исполнения служебных обязанностей. Эти особенности не представляется возможным рассмотреть в более объемном варианте. Многие законы о статусе депутатов опубликованы, ознакомление с ними не представляет труда.

Здесь необходимо отметить, что срок полномочий парламентария засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. По окончании срока полномочий депутата ему предоставляется прежняя работа (должность) или (в случае ее отсутствия) другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или в другой организации (с его согласия). Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов и т.п. избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока своих депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах) или досрочно уволиться.

В качестве депутатских гарантий можно рассматривать и гарантии трудовых прав супругу депутата Государственной Думы, уволившемуся в связи с переездом вместе с депутатом для осуществления последним своих полномочий в Государственной Думе. В этом случае перерыв в работе у супруга депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы. На указанный период за ним сохраняются: стаж работы по специальности; стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет и др. При роспуске Государственной Думы (в случае выражения недоверия Правительству России либо при отсутствии согласования кандидатуры на должность Председателя Правительства) депутат имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного вознаграждения.

При рассмотрении вопроса о материальных гарантиях уместно будет обратиться к понятию «депутатский индемнитет». По данному понятию ни у нас, ни за рубежом нет единого мнения. Одни авторы под индемнитетом понимают материально-финансовую независимость депутата; другие - неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности, третьи - то и другое вместе взятое. Исследуемые в статье гарантии французские ученые традиционно включают в триаду: неприкосновенность, неответственность, вознаграждение. Думается, данная позиция более предпочтительна, так как названные гарантии различны по содержанию, находят различное закрепление в законодательстве и практика их реализации различна.

В законодательной практике России не используется понятие «индемнитета». В новом законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы используется понятие «обеспечение материально-финансовых условий», хотя точнее их следовало бы назвать «материально-финансовые гарантии».

Так, депутатам Государственной Думы, независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы, устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Такое вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или приостановления его службы, а денежное возмещение расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, - со дня его избрания.

Одной из наиболее значимых гарантий, введенных для парламентария, является его обязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения. Данные суммы выплачиваются органами государственного страхования в случаях: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

В случае причинения парламентарию увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением в день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

В случае смерти парламентария закон определяет, что материальное обеспечение членов семьи умершего осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Данный закон определяет, что: каждому члену семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти депутата Государственной Думы; материальное обеспечение членов семьи пропавшего без вести депутата Государственной Думы осуществляется в таком же порядке.

Кроме этого, парламентариям и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом в Москву для осуществления своих депутатских полномочий, а также расходы, связанные с переездом после прекращения указанных полномочий. В этом случае парламентарию выплачивается денежное пособие в размере половины, а каждому члену его семьи по одной четверти ежемесячного денежного вознаграждения парламентария.

Парламентская неприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции РФ. Согласно этой норме парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В свою очередь,

Расширительный подход к понятию неприкосновенности был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 20 февраля 1996 г. определил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Суд определил, что неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер и призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу выполняемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и, следовательно, парламента. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009 г. С.89.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.