Рефераты. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации

направление законопроекта (вместе с материалами к нему), подготовленного ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалов к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы;

принятие, по предложению комитетов Государственной Думы, решения о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы при отсутствии необходимых документов;

принятие решения о проведении парламентских слушаний;

принятие решения о награждении Почетной грамотой Государственной Думы.

Необходимо отметить, что Дума вправе отменить решение Совета.

Немаловажная роль в ее деятельности отводится депутатским объединениям (ст. 16--18 Регламента). По Регламенту все фракции обладают равными правами.

Следует сказать, что депутатское объединение, сформированное на основе партийного списка, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.

Регистрацию фракций осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании:

- сообщения Центральной избирательной комиссии о результатах выборов;

- письменного уведомления руководителя фракции об ее образовании;

- протокола организационного собрания фракции, который включает решение о целях ее образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

- письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию.

После прекращения полномочий Временной комиссии регистрацию вновь образуемых депутатских групп, контроль за изменениями в составах депутатских объединений, а также принятие решения о прекращении деятельности депутатской группы осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Думы.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В соответствии со статьей 101 Конституции России Государственная Дума из числа депутатов палаты образует комитеты и комиссии.

Комитеты Государственной Думы, в рамках своей компетенции, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой, а также подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений.

В соответствии с решением палаты они подготавливают запросы в Конституционный Суд России, а в соответствии с решением Совета пли по поручению Председателя Думы осуществляют подготовку проектов постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд.

Кроме того, они организуют парламентские слушания, дают заключения и вносят предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и, наконец, организуют свою собственную деятельность.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

В соответствии со статьей 20 Регламента Государственная Дума образует следующие комитеты:

Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;

Комитет Государственной Думы по собственности;

Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

Комитет Государственной Думы по обороне;

Комитет Государственной Думы по безопасности;

Комитет Государственной Думы по международным делам;

Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками;

Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет Государственной Думы по информационной политике;

Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

Комитет Государственной Думы по экологии;

Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

Комитет Государственной Думы по культуре;

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту.

Данный перечень не является исчерпывающим, и в случае необходимости палата может образовать и другие комитеты. Комитеты образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Каждый комитет имеет соответствующее положение о своей деятельности, которое утверждается постановлением палаты.

Комитеты и комиссии, как правило, образуются на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется палатой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Как правило, в комитетах создаются подкомитеты по основным направлениям деятельности.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Но голосование может проводиться и по единому списку. Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

Быть членом одного из комитетов (не более!) является обязанностью каждого депутата Государственной Думы, за исключением Председателя, его заместителей и руководителей депутатских объединений. Заседания комитета, комиссии проводятся не реже двух раз в месяц. В заседании комитета с правом совещательного голоса могут принимать участие депутаты, не входящие в состав данного комитета или комиссии, а также вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель федерального Правительства в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также статс-секретари -- заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации.

Комитеты могут проводить совместные заседания, но решения принимаются ими раздельно. Они вправе привлекать к своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы и материалы у руководителей государственных органов и иных организаций.

Как уже упоминалось, кроме комитетов Государственная Дума образует следующие комиссии:

- по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики;

- для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;

- по вынесению заключения о выдвижении обвинения против Президента России; и т.д.

До января 2004 года существовали две постоянные комиссии: первая -- по этике, вторая -- мандатная.

Что касается мандатной комиссии, то в части обеспечения своей деятельности она имела статус комитета Государственной Думы и действовала в соответствии с постановлением Государственной Думы от 26 января 2000 г., из которого следовало, что данная комиссия Государственной Думы образована для предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению палатой некоторых вопросов, касающихся статуса депутата Государственной Думы, в составе 21 депутата, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Численный и персональный составы Комиссии могли быть изменены постановлением палаты.

Из числа своих членов Комиссия избирала заместителя председателя и секретаря Комиссии.

В нее не могли входить ни Председатель Государственной Думы, ни его заместители.

Комиссия предварительно рассматривала и готовила к рассмотрению Государственной Думой следующие вопросы:

- о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы;

- о разрешении на задержание, арест, личный досмотр депутата Государственной Думы, а также на проведение у него обыска (по представлению Генерального прокурора Российской Федерации);

- о разрешении на привлечение депутата Государственной Думы к уголовной или административной ответственности в связи с передачей дела в суд (по представлению Генерального прокурора Российской Федерации).

Кроме этого, в связи с обращениями депутатов Комиссия, по поручению палаты, рассматривала вопросы о нарушениях статуса депутата (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Комиссии Государственной Думы по этике).

Комиссия также готовила проекты соответствующих постановлений Думы по указанным вопросам.

Заседания проводились по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, и являлись, как правило, открытыми, но по решению, принимаемому большинством голосов членов Комиссии, заседания могли быть объявлены закрытыми.

Решение Комиссии принималось большинством голосов от общего числа членов Комиссии, присутствующих на заседании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.