Рефераты. Компетенция и правовые акты Президента РФ. Правила проведения пикетирования

На Президента возложены важные задачи и полномочия в области гражданской обороны.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (в ред. 2003 г.) позволяет Президенту РФ объявить чрезвычайное положение в двух ситуациях:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Особо подчеркнем, что Президент вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80 Конституции РФ). Он осуществляет ряд специальных полномочий, связанных с обеспечением прав и свобод личности. К ведению Президента отнесены вопросы гражданства и предоставления политического убежища (п. «а» ст.89 Конституции РФ). Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища..

В соответствии с п. «в» ст.89 Конституции РФ Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и специальные звания. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» (в ред. 2004 г.) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.

Президент осуществляет помилование (п. «в» ст.89 Конституции РФ). Помилование- это высший акт гуманности в отношении конкретно физического лица, осужденного за преступление. Президент выступает как защитник интересов личности, что и вытекает из ч.2 ст.80 Конституции РФ, гласящей, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия по организации своей деятельности, эти полномочия Президента для удобства восприятия можно разделить на несколько групп. Президент:

· создает федеральные органы исполнительной власти и выделяет среди них те, которые будут работать под его непосредственным руководством;

· образует либо формирует состав различных советов, комиссий и иных вспомогательно- совещательных органов, работающих либо под его непосредственным руководством (Совет Безопасности, Государственный совет), либо при Президенте;

· формирует Администрацию Президента, определяет ее статус, утверждает Положения о ней, о ее самостоятельных подразделениях, а также иных органах, обеспечивающих деятельность Президента, в том числе об Управлении делами Президента;

· назначает должностных лиц своей Администрации;

· устанавливает как общие правила определенных видов государственной деятельности, обязательные в том числе и для его Администрации, так и специальные правила работы подразделений Администрации в тех или иных направлениях.

1.2 Акты Президента Российской Федерации

Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов- указы и распоряжения (ст.90 Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируется определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни- наградные дела, назначение Председателя Правительства и т.д.

Распоряжение, являются не нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительно небольших вопросов. В принципе все акты президента должны быть взаимно согласны. С формальных позиций акты Президента одинаковы по юридической силе.

В ч.3 ст.90 говорится, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что при разработке и принятии федерального закона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющим для принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из Конституции РФ либо из сложившихся общественных отношений.

Президент полагал, что если есть действующий закон, то указ Президента должен ему соответствовать. Но если закона нет, Президент свободен в регулировании общественных отношений; иначе говоря, он возвышал свой указ до закона, как бы уравнивал их в воздействии на общественные отношения.

Свою логику Президент РФ изложил в послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г.: «Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнить правовые пробелы». Во- первых, указы президента- это акты не главы исполнительной власти, а главы государства. Указы не должны противоречить Конституции и действующим законам. Но при наличии правовых пределов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Во- вторых, одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. В- третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ. Таким образом, сделал вывод Президент, пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений. Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» вызывает удивление, даже если объяснять это тем, что депутаты затянули с принятием закона по данному вопросу (он был подписан Президентом 14 июня 1994 г.). Президент РФ принял Указ от 22 июля 1994 г. «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Акты Президента публикуются в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». В Собрании законодательства публикуются федеральные законы, акты палат парламента, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства. Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что акты Президента и акты Правительства подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течении 10 дней после дня их подписания. Принятие указа вместо закона, даже на время, возможно, когда концепция регулирования ясна и в ее оценке органы не расходятся. Если же имеет место обратное, принятие указа вместо закона означает не что иное, как подмену президентом парламента. Указы о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации. В случае неутверждения они утрачивают силу с момента принятия соответствующего постановления Советом Федерации.

Акты президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

2. Составьте уведомление о проведении пикетирования группой граждан

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ принят Государственной Думой 4 июня 2004 года и одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года .

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ. Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения. Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено. Глава 1. Общие положения.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Федеральный закон не сводит процедуру подачи уведомления о предстоящей манифестации лишь к информированию органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

3. Список используемых нормативных источников и специальной литературы.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.1 Российская Федерация. Конституция [в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.- № 4. - Ст. 445.

1.2 Российская Федерация. Законы. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004.- № 25. - Ст. 2485.

Научная и учебная литература

2.1 Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - В 2 т. / С.А. Авакьян. М.: Юристъ, 2006.

2.2 Козлова, Е.И., Конституционное право России. Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2007.

2.3 Чиркин, В.Е. Конституционное право России. Учебник. / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2006.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.