Компетенция Европейского Союза
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):
- Экономический и валютный союз (ЭВС);
- Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая - Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);
- сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.
Общие положения о разграничении компетенции ЕС и ее
принципы
От того, на каком уровне - наднациональном или национальном - принимается нормативно-правовой акт, зависит не только процедура его принятия, но и юридическая сила, его вид, а это соответственно приводит к различным правовым последствиям для регулируемых им общественных отношений. Более того, поскольку с момента подписания Маастрихтского договора и соответственно создания Европейского Союза он не только является экономическим объединением государств, от системы разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами зависит также осуществление внешней политики, включая оборонную политику и отправление правосудия в уголовно-правовой сфере См.: Право Европейского Союза. Учебник для вузов / Под ред. Кашкина С.Ю.- М. Юрайт. 2009. - С. 239..
Принцип передачи компетенции, будучи одним из принципов разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами, определяет, во-первых, что государства-члены добровольно передали часть своей компетенции Европейскому Союзу; во-вторых, именно переданная государствами-членами компетенция составляет компетенцию ЕС См.: Бартенев С.А. Принцип передачи компетенции в праве Европейского Союза // Международное, публичное и частное право. - 2007. - № 2. - С. 64..
Получивший закрепление в Маастрихтском договоре принцип субсидиарности является принципом разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами. Применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, он призван осуществлять разграничение компетенции между национальным и наднациональным уровнями в рамках совместной (смешанной) компетенции. Тем самым принцип субсидиарности способствует тонкой настройке механизма разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами: с одной стороны, ограничивая институты ЕС от чрезмерного вмешательства на национальный уровень, с другой стороны См.: Бартенев С.А. Правовые проблемы определения исключительной компетенции Европейского сообщества // Московский журнал международного права. 2008. - № 1. - С. 59..
Принцип пропорциональности оказывает влияние на разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами путем определения степени вмешательства со стороны ЕС в регулирование того или иного общественного отношения См.: Барышников М.Ю. Генезис принципа лояльного сотрудничества в Европейском праве // История государства и права. - 2007. - № 1. - С. 24.. Его роль заключается в ограничении от непропорционального вмешательства публичных образований с целью урегулирования тех или иных общественных отношений для достижения задач такого регулирования.
Постепенному расширению исключительной компетенции Европейского сообщества способствовало: во-первых, расширительное толкование Судом ЕС правовых оснований; во-вторых, создание Судом ЕС концепции внешнего сопровождения или параллелизма, в соответствии с которой передача ЕС компетенции по принятию правовых актов в той или иной сфере означает также передачу в этой сфере компетенции в области внешних сношений; в-третьих, компетенция по сближению законодательств в соответствии со статьями 94 и 95 Договора об учреждении Европейского сообщества; в-четвертых, компетенция по принятию мер для достижения целей Сообщества в рамках функционирования Общего рынка в соответствии со статьей 308 Договора об учреждении Европейского сообщества.
Сотрудничество государств - членов ЕС в области внешней политики и политики в области безопасности и сотрудничества полиции и судов в уголовно-правовой сфере во многом сохраняет черты международного сотрудничества. Однако в нем всё в большей степени находит проявление наднациональный отпечаток, который отражается, в частности, в том, что формально за ЕС путем провозглашения целей и задач закреплена почти универсальная компетенция, которая с практической точки зрения остается в обладании государств-членов.
В рамках четырех свобод (свободы передвижения товаров, свободы передвижения лиц, свободы предоставления услуг, свободы передвижения капитала и осуществления платежей) государства-члены и ЕС обладают совместной (смешанной) компетенцией, за исключением Таможенного союза, в котором исключительная компетенция принадлежит ЕС.
Компетенция ЕС по вопросам регулирования конкуренции в области внутреннего рынка носит исключительный характер. При этом распределение этой компетенции осуществляется наднациональными актами, причем как между институтами ЕС, так и путем наделения национальных органов, ведающих вопросами конкуренции, и национальных судов полномочиями по контролю, расследованию и наложению штрафов в случае несоблюдения участниками рынка положений о конкуренции, закрепленных в праве ЕС.
Государства-члены и ЕС обладают совместной (смешанной) компетенцией в области охраны окружающей среды. Договор об учреждении Европейского сообщества закрепляет как компетенцию ЕС, так и компетенцию государств-членов в данной области. Однако даже в том случае, если компетенция по тому или иному вопросу в рамках охраны окружающей среды принадлежит ЕС, государства-члены имеют право устанавливать более высокие экологические стандарты, чем принятые на наднациональном уровне.
Развитие права окружающей среды ЕС происходило поэтапно, что связано, прежде всего, с первоначальной экономической направленностью интеграции в рамках Европейского экономического сообщества. Основой закрепления компетенции ЕС является цель, зафиксированная в ст. 2 Договора об учреждении Европейского сообщества: «Сообщество призвано содействовать … высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды, повышению жизненного уровня и качества жизни…», и сфера деятельности, указанная в п. l ст. 3 этого же договора: Европейское сообщество осуществляет «политику в области охраны окружающей среды». В качестве правового основания в праве окружающей среды ЕС используется ст. 175 Договора об учреждении Европейского сообщества и положения ст. 95 (сближение национальных законодательств). В данной области государства-члены и ЕС обладают совместной (смешанной) компетенцией См.: Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского Союза / Отв. ред. О.Л. Дубовик. - Издательский Дом "Городец". - М., 2007. - С. 90..
Экономический и валютный союз
До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т. д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например - в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования См.: Клочкова, Ю. А. Особенности разграничения компетенций Европейского Союза и государств-членов в процессе федерализации // Международное публичное и частное право. - 2007.- №3. - С. 51..
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты - евро, регулирующие предельные уровни:
- инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
Страницы: 1, 2