Рефераты. Коммерческая тайна

Утечка информации, составляющей коммерческую тайну, на объектах информатизации возможна по техническим каналам, в которые входят: гибкие и жесткие магнитные диски, магнитные ленты, средства ввода и вывода информации, средства отображения, обработки и передачи информации, средства коммуникации и электроснабжения.

Источниками возможных угроз могут быть: природные явления (магнитные бури, стихийные бедствия и т. д.), естественные, технические и созданные людьми - искусственные. Все множество потенциальных угроз по природе их возникновения можно разделить на преднамеренные и непреднамеренные, а по отношению к объекту информатизации - внешними и внутренними.

Меры по защите коммерческой тайны, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1. Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну. В данный перечень включается информация: - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе ноу-хау, определенная данным законом; - определяемая самим обладателем коммерческой информации, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

Исключение составляют сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, а также сведения, составляющие государственную тайну (у государственной тайны свой правовой режим). При составлении данного перечня необходимо исходить из трех основных принципов: законности, обоснованности и своевременности придания коммерческой информации конфиденциальности, то есть отнесения ее к коммерческой тайне.

Принцип законности заключается в соблюдении мер по охране конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну.

Принцип обоснованности устанавливается путем экспертной оценки целесообразности придания конфиденциальности конкретной информации исходя из вероятных последствий (экономических, финансовых, кризисных и др.) этого акта и баланса экономической выгоды и безопасности организации (включая информационную безопасность).

Принцип своевременности заключается в установлении ограничения доступа и распространения коммерческой информации с момента ее получения, разработки или до разработки.

Перечень утверждается распорядительным документом руководителя организации. 2. Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка. В соответствии с законом доступ к информации определен как порядок ознакомления определенных лиц с информацией, с согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, при условии сохранения ее конфиденциальности.

3. Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. Предоставление данной информации определяется законом как передача информации, зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Передача информации, составляющей коммерческую тайну, определена как передача обладателем информации, зафиксированной на материальном носителе, контрагенту - стороне гражданско-правового договора на основании данного договора.

4. Определение порядка регулирования отношений использования информации, составляющей коммерческую тайну. Данная мера предполагает регулирование отношений между: - работодателем и работниками на основании трудовых договоров; - контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; - органами государственной власти на основании данного Федерального закона.

В любом случае вне зависимости от вида договоров в них необходимо указать объем и условия передачи информации, составляющей коммерческую тайну, включая условия принятия работником (контрагентом) мер по охране ее конфиденциальности. Данное положение также касается индивидуальных предпринимателей - обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, но имеющих гражданско-правовые договора с физическими лицами.

Что касается органов государственной власти, иных органов, органов местного самоуправления, то в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» и другими федеральными законами они обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, другим органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных целях.

5. Нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, а для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). В данном случае гриф - реквизит документа - не означает степень конфиденциальности информации («конфиденциальность» тождественно термину «секретность»), как в Законе «О государственной тайне» - «особой важности, «Совершенно секретно» и «Секретно», а означает, что право собственности на информацию, составляющую коммерческую тайну, охраняется законодательством.

Обладатель коммерческой информации для внутреннего использования (локального пользования) может устанавливать дополнительные меры в соответствии с Федеральным законом. К таким мерам можно отнести установление степени конфиденциальности коммерческой тайны и проставлять дополнительно на документах название любых грифов, например: «Конфиденциально», «Особо конфиденциально» и т. д., за исключением наименования грифов степени секретности, определяемых Законом «О государственной тайне».

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

- исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

-обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровью, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целом систему защиты информации, составляющей коммерческую тайну на объектах информатизации, можно представить в виде функциональной модели, которая является частью комплексной системы в организации защиты информации.

Рисунок. Функциональная модель системы защиты информации, составляющей коммерческую тайну на объекте информатизации

В условиях рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие «безопасность» принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность.

Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию по защите коммерческой тайны на объекте информатизации.

Под коммерческой информацией в настоящем докладе предлагается понимать информацию, использование которой дает организации преимущества в конкурентной борьбе. Не всегда предприятию выгодно "делиться опытом" (только в том случае, если оно уже знает как сделать еще лучше), поэтому и возникает необходимость сохранять в тайне сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности, использование которой конкурентами может навредить бизнесу.

Такую информацию принято считать конфиденциальной, т.е. ограниченной в распространении определенным кругом лиц, и охранять в режиме коммерческой тайны. В разных странах институт коммерческой тайны имеет целый спектр близких, но не всегда идентичных названий: коммерческий секрет, торговый секрет, производственная тайна, ноу-хау и другие. Это связано с национальными особенностями законодательства и тем, что в большинстве стран данный институт продолжает развиваться (поскольку развиваются информационные технологии, а, значит и способы несанкционированного доступа к информации, становятся более важными новации в организационной, управленческой и финансовой сферах). Во многих странах до сих пор законодательство о коммерческой тайне разбросано по различным кодексам и законам. Однако наблюдается тенденция разработки единого или унифицированного нормативного акта (например, в США, Корее, Тайланде, Китае и других странах). По содержанию коммерческая тайна в разных странах также отличается, но чаще всего она либо включает ноу-хау, либо им ограничивается. И это не случайно, ведь ноу-хау возникло как альтернатива патентной охране результатов интеллектуальной деятельности. Часто предприятию выгоднее не патентовать изобретения, используемые в производстве (это дорого и трудоемко), а просто засекретить их.

В ряде международных Конвенций и в документах ВОИС получение конфиденциальной коммерческой информации конкурента путем промышленного шпионажа или подкупа его служащих рассматривается как один из видов недобросовестной конкуренции. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности рассматривает право на пресечение недобросовестной конкуренции как особый элемент промышленной собственности.

Правовые основания для защиты коммерческой тайны содержатся в ряде актов российского законодательства:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.