Рефераты. Казна по гражданскому праву

Во многих законодательствах действительно встречаются разные привилегии в пользу казны; совокупность этих привилегий известна под именем jus Fisci. Но по отношению к нашему законодательству нельзя сказать, чтобы казна пользовалась какими-либо резкими преимуществами, а большей частью она пользуется теми же правами, какие принадлежат казне по праву собственности: «обширные пространства государственной территории составляют собственность казны, ей принадлежат разные здания, множество различных предметов из имущества движимого, и она распоряжается всем этим наравне с частными лицами: приобретает и отчуждает свои имущества тем же порядком, теми же способами, как и частные лица» Кинжабаев А.А. Казна. 2001 МТУ МИО РФ по ПФО. С. 16.. Казна вступает в самые разнообразные обязательства, ведущие к приобретению имуществ, но при этом не пользуется никакими привилегиями: есть в законодательстве некоторые особенности относительно обязательств, заключаемых казной, но особенности эти не представляются привилегиями, не представляют казне какие-либо исключительные права, а определяют или юридические отношения казны с другими лицами, или - образ действий и пределы власти тех лиц и учреждений, которые представляют государство в его имущественных отношениях.

Только немногие преимущества предоставлены казне. Так, при конкурсе кредиторов казна по некоторым требованиям удовлетворяется преимущественно перед другими лицами. Но и в этом случае казна не имеет исключительного преимущества, а разделяет его с некоторыми другими лицами, так что при недостатке имущества и по этим требованиям казна удовлетворяется по соразмерности. Некоторые выгоды, по-видимому, предоставлены казне в судопроизводственном отношении. Например, она не платит гербовых, судебных и канцелярских пошлин; по делам против казны не допускается обеспечение исков, предварительное исполнение и т. п. Словом, казна по нашему законодательству пользуется лишь очень немногими отдельными привилегиями, вообще же ей принадлежат имущественные права наравне с частными лицами.

Как и каждое другое юридическое лицо, казна действует через представителя. Ближайшим и верховным представителем казны является государь. Но присутственные места и должностные лица суть также представители казны, и можно сказать, что всякое присутственное место есть представитель казны, так как нет ни одного присутственного места, которое не распоряжалось бы каким-либо казенным имуществом. Хотя преимущественно делами казны заведуют Министерство финансов и Министерство земледелия и государственных имуществ, а потому и учреждения этих министерств по преимуществу считаются представителями казны. Каким образом действуют представители казны - это определяется законодательством. Большей частью деятельность представителей казны основана на коллегиальном начале, только отдельные должностные лица действуют бюрократически. Но нередко высказывается мнение, что различные присутственные места суть также юридические лица; высказывается даже мнение, что в каждом должностном лице важно отличать физическую личность от юридической, что должность есть также юридическое лицо, а чиновник, служащий - представитель, орган этого лица. Однако такое воззрение нельзя считать справедливым: все присутственные места и все должностные лица действуют именем государства, служат его органами, и потому нельзя признать их самостоятельными юридическими лицами, а личность их сводится к личности обширного союза - государства.

Только такие учреждения, такие совокупности лиц и вообще такие понятия, одаренные правами, которые существуют независимо от государства, хотя и с его разрешения, могут считаться юридическими лицами. А присутственные места исходят от государства и исполняют те или другие его задачи. Вообще, следует сказать, что понятие о юридической личности чрезвычайно щедро используется в юридическом быту, без особой в том потребности. «Если юридические лица составляют в юридическом быту явление исключительное, то не следует размножать их искусственно. Лучше довольствоваться такими юридическими лицами которые необходимо должны быть признаны самостоятельными, без которых не могут быть объяснены юридические явления» Кинжабаев А.А. Казна. 2001 МТУ МИО РФ по ПФО. С. 19..

2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности

Среди ценных бумаг, перечисленных в ст.143 Гражданского кодекса РФ, названы и государственные облигации. Одна из разновидностей государственных облигаций - облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.816 ГК облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Особенность облигаций государственного сберегательного займа РФ состоит в том, что они удостоверяют право держателя на получение от Российской Федерации как самостоятельного субъекта гражданского оборота ежеквартального купонного дохода и номинальной стоимости облигаций при их погашении См. Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А.Суханова. М., 1997. С. 130..

В отличие от других ценных бумаг, выпускаемых Российской Федерацией как участником гражданского оборота, облигации государственного сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Права, ими удостоверенные, принадлежат предъявителю облигации и для передачи их другому лицу достаточно вручения этой ценной бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа РФ относятся к числу свободно обращающихся государственных ценных бумаг. До настоящего времени в законодательстве не предусмотрены ограничения по кругу лиц, которые могут быть их держателями.

Приказом Министерства финансов РФ от 5 сентября 1995 года N 99 были утверждены Условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации первой серии. Этим же приказом министерство утвердило условия проведения подписки на облигации первой серии и примерный договор их купли-продажи.

В Условиях выпуска облигаций первой серии отмечено, что облигации первой серии, государственные ценные бумаги на предъявителя, выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года по 26 сентября 1996 года номинальной стоимостью 100 и 500 тысяч рублей.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов РФ на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом. Процентный доход объявляется за неделю до начала купонного периода.

Выплата процентного дохода по купонам осуществляется ежеквартально. При погашении облигаций их держателям должна быть выплачена номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону.

Размещение облигаций государственного сберегательного займа РФ осуществляется через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у Министерства финансов РФ, на условиях подписки.

В соответствии с условиями проведения подписки на облигации первой серии для участия в подписке необходимо наличие у организации лицензии, дающей право работы со средствами населения (коммерческие банки либо финансовые организации).

В условиях проведения подписки на облигации первой серии определена минимальная цена покупки облигаций, минимальный и максимальный объем покупки. В них также отмечено, что право на первоочередное удовлетворение заявки на приобретение облигаций получает банк либо финансовая организация, предложившие более высокую цену по сравнению с другими заявками.

Участник подписки, заявка которого удовлетворена, заключает с Министерством финансов РФ договор купли-продажи облигаций.

Примерный договор купли-продажи облигаций первой серии, в частности, предусматривает, что эмитент (Министерство финансов РФ) продает, а дилер (уполномоченные банки и финансовые организации) покупает с целью дальнейшего размещения среди физических и юридических лиц облигации первой серии.

При этом следует иметь в виду, что, заключая договор купли-продажи облигаций, Министерство финансов РФ действует не от своего собственного имени как государственного учреждения, наделенного правами юридического лица, а от имени Российской Федерации как самостоятельного субъекта гражданского оборота, участвующего в нем в соответствии со ст.124 ГК на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Размещенная облигация государственного сберегательного займа РФ удостоверяет наличие обязательственных правоотношений - договора государственного займа.

В отличие от договора займа, который заключается путем передачи в собственность заемщика денег или других вещей, договор государственного займа в соответствии с п.3 ст.817 ГК заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

Очевидно, что договор государственного займа следует считать заключенным, а облигации государственного сберегательного займа РФ размещенными в момент получения дилером облигаций от Министерства финансов РФ по акту приема-передачи.

Это обусловлено тем, что с момента вручения ему облигаций дилер становится их собственником и выступает по отношению к Российской Федерации как самостоятельному субъекту гражданского оборота не только в качестве покупателя облигаций, но и в качестве их держателя, займодавца.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение дилером обязательств, предусмотренных договором купли-продажи облигаций, может являться лишь основанием для привлечения его к имущественной ответственности. Если иное не предусмотрено в договоре купли-продажи облигаций, истребовать назад облигации, переданные дилеру по акту приема-передачи, Министерство финансов РФ не вправе.

Выпустив облигации государственного сберегательного займа, Российская Федерация, будучи самостоятельным субъектом гражданского оборота, принимает на себя обязательства ежеквартально производить выплату купонного дохода, а также произвести погашение облигаций по наступлении сроков, предусмотренных условиями выпуска облигаций См. Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А.Суханова. М., 1997. С. 134-139..

При этом Гражданский кодекс РФ устанавливает, что, если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет (п.3 ст.810).

В соответствии с Условиями выпуска облигаций первой серии ежеквартальный процентный доход по купонам облигаций, а также номинальную стоимость облигаций при их погашении можно получить в уполномоченных Министерством финансов РФ банках-платежных агентах, то есть в банках, с которыми Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации как самостоятельного субъекта гражданского оборота заключит договор об осуществлении функций платежного агента.

Следует заметить, что в настоящее время функции платежного агента осуществляет Сбербанк РФ, так как именно с ним Министерство финансов РФ заключило соответствующий договор об осуществлении функций платежного агента.

Таким образом, уполномоченный Министерством финансов РФ банк-платежный агент - Сбербанк РФ не только производит выплату купонного дохода по облигациям государственного сберегательного займа РФ, но и осуществляет погашение облигаций.

В том случае, когда держателю облигаций государственного сберегательного займа РФ необоснованно отказано в выплате ежеквартального купонного дохода или номинальной стоимости облигаций при их погашении или допущена просрочка в осуществлении соответствующих выплат, ему необходимо иметь в виду следующее.

2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление

При передаче имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление публично-правовые образования вступают в гражданские правоотношения в опосредованной форме, поскольку полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданным имуществом переходят к носителю соответствующих вещных прав. В дальнейшем собственник лишь принимает участие в реализации указанных правомочий путем определения целевого назначения переданного имущества, осуществления контроля его сохранности, согласования сделок, совершаемых с отдельными категориями имущества, и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.