Рефераты. Избирательные споры: понятие, классификация и способы разрешения

Исследование природы избирательных споров диктует также необходимость их соотношения с понятием правового спора. Спор о праве представляет собой своеобразную юридическую конструкцию с типичным для него противостоянием (в правовом смысле) равноправных конфликтующих сторон, каждая из которых не может по своему желанию прекратить данный спор. В результате спора субъективные права граждан, организаций, органов власти становятся неясными, неопределенными и не могут быть осуществлены по воле их носителей. Они не могут быть осуществлены и принудительно в установленном законом порядке до тех пор, пока спор о праве не будет урегулирован его сторонами либо разрешен в установленном законом порядке.

Кроме того, понятием спора о праве охватываются также случаи оспаривания прав. Разрешением спора о праве субъективные права восстанавливаются. При этом спор о праве по своей сути и структуре не изменяется в зависимости от отраслевой принадлежности нарушенного или оспоренного права.

Избирательный спор - это спор по поводу избирательных прав граждан. В нем стороны ссылаются на наличие у них определенных избирательных прав и наличие либо отсутствие, в зависимости от их процессуальной позиции, установленной законом обязанности соответствующей стороны спора. Иначе говоря, избирательный спор - это спор об избирательных правах и обязанностях субъектов избирательного права.

Очень важный момент, подчеркивающий правовой характер избирательного спора - это юридическое равенство сторон избирательного спора. Наличие избирательного спора свидетельствует о предположительном или действительном нарушении избирательных прав граждан или о создании помех в осуществлении этих прав, что также можно рассматривать как одну из форм нарушения избирательных прав граждан. Спор возбуждается в целях устранения таких помех и защиты субъективных прав. Обжалуя в юрисдикционный орган действия (бездействие) или акт соответствующего участника избирательных правоотношений, субъект обжалования заявляет о своем несогласии и требует признать их незаконными. Противоположная сторона спора вправе доказывать обоснованность своих действий и неосновательность требований заявителя.

Таким образом, избирательные споры - это конституционные правоотношения, в которых выражаются разногласия между участниками избирательного процесса, возникающие при назначении, подготовке, проведении, установлении результатов выборов, а также в период между выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления, связанные с толкованием норм избирательного права в ходе их реализации и разрешаемые в административном и судебном порядке.

2. Классификация избирательных споров

Избирательные споры можно условно разделить на несколько категорий.

1. В зависимости от характера защищаемого избирательного права:

Споры о защите пассивного избирательного права, под которыми понимаются споры, возникающие при защите права гражданина быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Споры о защите активного избирательного права, под которыми понимаются споры, возникающие при защите права граждан избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. В зависимости от порядка разрешения избирательных споров:

Споры, разрешаемые в судебном порядке;

Споры, разрешаемые в административном порядке [19, 30].

3. В зависимости от предмета спора:

О назначении выборов;

О формирование избирательных округов и участков;

О составлении списков избирателей;

О формировании избирательных комиссий;

О выдвижении кандидатов, списков кандидатов;

О порядке сбора подписей в поддержку кандидатов;

Об отказе в регистрации кандидата;

О неправомерном использовании возможностей СМИ;

О неправомерном использовании служебного положения;

О безальтернативных выборах;

О нарушении правил ведения предвыборной агитации;

О нарушение порядка финансирования выборов;

Об отмене решения о регистрации кандидата, списка кандидатов;

В связи с нарушением порядка и процедуры голосования;

О нарушении правил подсчета голосов;

О признание выборов недействительными или несостоявшимися;

По вопросу повторного голосования, повторных выборов [25, 7].

4. В зависимости от стадии избирательного процесса, в рамках которой возникает спор:

а) о назначении выборов;

б) о порядке формирования избирательных комиссий;

в) Об отказе в регистрации;

г) об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

д) об обжаловании итогов голосования, результатов выборов.

Изложенный перечень признаков и оснований, по которым можно классифицировать избирательные споры, является далеко не исчерпывающим - возникающие во время выборов конфликтные ситуации настолько разнообразны, что трудно перечислить все основания из возникновения.

3. Способы разрешения избирательных споров

3.1 Разрешение избирательных споров в административном порядке

В соответствии с Конституцией РФ обязанности по защите избирательных прав возложены на государственные органы.

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что избирательные споры могут разрешаться как в административном (инстанционном), так и в судебном порядке. В административном порядке дела рассматриваются избирательными комиссиями.

Пункт 3 статьи 20 Закона об основных гарантиях устанавливает, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 20 Закона об основных гарантиях указывает, что в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

Избирательные комиссии уполномочены рассматривать определенные категории избирательных споров, по вопросам, находящимся в их компетенции в соответствии с законом.

Значительное число обращений участников избирательного процесса традиционно рассматривается в избирательных комиссиях субъектов РФ.

Так, активной деятельностью по разрешению споров занималась Избирательная комиссия Коми-пермяцкого автономного округа. В комиссию поступило письменное обращение первого секретаря окружкома Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) З.И. Боталовой. Региональное отделение ПП КПРФ выдвинуло кандидата на должность главы Юсьвинского района Н.П. Аксенова. В своем обращении З.И. Боталова ставит вопрос о том, что в протоколах по результатам голосования на выборах главы Юсьвинского района 9 октября 2005г. у кандидата Н.П. Аксенова при сдаче протоколов от участковых избирательных комиссий по предварительным итогам, полученным на 5 часов утра 10 октября число поданных голосов составляло 50,37 %, а на 7 часов утра результаты изменились, т.к. в протоколе территориальной избирательнй комиссии (далее ТИК) по выборам в Юсьвинском районе процент голосов за их кандидата составлял 48,77 % голосов. Рассмотрев жалобу, комиссия установила. По мнению Н.П. Аксенова, З.И. Боталовой, А.П. Климовой, кандидат набрал количество голосов, необходимое для его избрания в первом туре голосования, т.к. процент поданных за него голосов составляет 50, 37 %. Кандидат набрал 4372 голоса, число избирательных бюллетеней составляет 8679. При вычислении процента получается 50,37%. Председатель ТИК Юсьвинского района Л.П. Борисова с этими доводами не согласилась. В соответствии с п. 5 ст. 65 Закона КПАО «О выборах должностных лиц местного самоуправления КПАО» от 28 октября 2003г. № 138, избранным признается кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 9 октября 2005г. на выборах приняло участие 8965 избирателей. При вычислении процента, процент голосов, отданных за кандидата Н.П. Аксенова, составил 48,76%. Избирательная комиссия постановила жалобу считать необоснованной[17].

Анализ этого направления деятельности избирательных комиссий свидетельствует о тенденции снижения числа избирательных споров. Так, в период избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва, законодательных органов государственной власти субъектов РФ в 2005 году избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации было рассмотрено1405 жалоб и заявлений участников избирательного процесса. Вместе с тем это почти в два раза меньше, чем при проведении аналогичных выборов в 2004 году, когда число обращений составило 2722. Кроме того, в несколько раз сократилось число избирательных споров в сравнении с показателями 2003 года (3209) и 2002 года (5167). Что же касается качественного показателя, то число удовлетворенных избирательными комиссиями обращений составляет около 20 % от всех поступивших. Обращения касались порядка ведения предвыборной агитации (70 %), нарушений прав кандидатов (около 10%), неправомерных действий (бездействия) избирательных комиссий (10,7 %) и ряда других вопросов. [26,174]

Пункт 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях устанавливает, что деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. На практике же в полной мере оправдало себя предварительное рассмотрение обращений рабочими группами, создание и деятельность которых предусматривается регламетами комиссий, региональными законами об избирательных комиссиях, а также положениями о рабочих группах, утвержденными комиссиями.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, их направившим, письменные ответы. Так, в ЦИК РФ поступила жалоба И.А. Бобкова на решение окружной избирательной комиссии Усть-ордынского Бурятского одномандатного избирательного округа по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва, которым заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Рабочая группа, рассмотрев поступившую жалобу, выявила следующие нарушения. Кандидат Бобков А.И. не указал в сведениях об имуществе дату своего рождения, площадь принадлежащего ему земельного участка, номинальную стоимость принадлежащих ему акций, реквизиты договора (акта) о приобретении доли участия в коммерческих организациях и иные сведения, требуемые согласно приложению 4 к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». С учетом этого обстоятельства, ЦИК РФ постановила, что вывод окружной избирательной комиссии о несоблюдении А.И. Бобковым требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является правомерным, а отказ ему в регистрации на основании пп. 2 п. 8 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» - обоснованным. Жалоба Бобкова А.И. была оставлена без удовлетворения [12, 157-159].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.