Рефераты. История учений о государстве и праве

Роберт Оуэн (1771 --1858 гг.) оставил заметный след в истории не только социалистической мысли, но и английского рабочего движения.

Выйдя из ремесленной среды и став крупным пред-принимателем, Оуэн остро воспринимал социальные бедствия английского пролетариата и посвятил свою жизнь сначала попыткам облегчить тяжелую участь трудящихся путем филантропии, предложений «гуман-ного фабричного законодательства», а затем разработке плана коренных общественных преобразований для обе-спечения «благосостояния всего человечества» и по пытке практически реализовать этот план. После не-удачи с этой попыткой (организация «коммунистиче-ской колонии» в США «Новая гармония») Оуэн активно участвует в создании профессиональных и кооператив-ных организаций в Англии. Как отмечал Энгельс, все общественные движения в Англии в интересах рабочего класса и все их действительные достижения были свя-заны с именем Оуэна.

Свои взгляды на существующие порядки, справедли-вую социальную организацию и пути перехода к ней Оуэн изложил в таких работах, как «Новый взгляд на общество, или опыты об образовании и» характере» (1813--1814 гг.), «Книга о новом нравственном мире» (1842--1844 гг.), «Катехизис рациональной системы» (1850 г.) и статьях в журнале «Кризис» (1832-- 1834 гг.).

Оуэн воспринял учение французских просветите-лей-материалистов о том, что человеческий характер определяется социальной средой. Основные пороки существующего строя, по его мнению, порождены заблуждениями человеческого разума и невежеством как правителей, так и управляемых. В обществе господ-ствуют не законы природы, а неразумные человеческие законы, охраняющие несправедливость и наделяющие властью угнетателей. Основная цель этих законов --держать народ в невежестве и нищете.

Задача сводится к тому, чтобы освободить челове-ческий разум от заблуждений, а для этого нужно изме-нить существующий строй на научных основах. Необхо-димо использовать для перехода к новому строю про-мышленный прогресс и научно-технические знания. Это требует устранения основного препятствия на пути к новому строю -- частной собственности. В отличие от Сен-Симона и Фурье, Оуэн видит в частной собствен-ности причину «бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком». Существование частной собственности привело к тому, что «мир насыщен богатством, и всюду царит нищета». Общество долж-но быть устроено так, чтобы все получали выгоды от развития производительных сил; в противном случае обществу грозят насильственное ниспровержение и анархия.

Оуэн -- противник насилия и революции. Он считал, что к справедливому строю ведут пропаганда научных знаний об обществе, путь примера. Люди ложно пони-

440

мают свои интересы, которые в действительности одни и те же у богатых и бедных, у правителей и управляе-мых. Большие надежды в пропаганде и учреждении нового строя Оуэн возлагал на государство. Ни одна из существующих форм государства,, по его мнению, сама по себе не может обеспечить счастье народа (поэтому Оуэн отрицательно относился к движению чар-тистов). Но если правителей просветить, то они будут способствовать общественным преобразованиям. Оуэн настойчиво предлагает свой проект этих преобразова-ний английскому парламенту и королеве Виктории, пра-вительствам Европы и Америки.

План Оуэна предусматривал создание сети коммун, которые со временем распространятся во всем мире, в результате чего возникнет единый порядок управ-ления с единым сводом законов. Это будет коллекти-вистское общество, основанное ,на общественной соб-ственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, отношениях взаимопомощи, рациональной и гуманной системе воспитания, нрав-ственности, при которых не нужны поощрения и нака-зания.

Оуэн рисует детальную картину внутренней органи-зации коммун, их взаимоотношений друг с другом. Ком-мунистическое устройство даст простор техническому прогрессу, что обеспечит рост всеобщего благосостояния. Новые могучие производительные силы, служившие до этого только обогащению единиц и порабощению масс, будут работать для благосостояния всех. Каждый смо-жет получить с общественного склада все, что ему нужно, но никто не возьмет больше, чем нужно. Немалое внимание будет уделяться воспитанию. В результате в новом мире вырастет новый в физическом, нравствен-ном и умственном отношении человек. Он будет гармо-

нично развит и лишен эгоизма.

Управление коммуной осуществляется ее членами в соответствии с их способностями и общими интере-сами. Особых органов власти практически нет. Государ-ственная власть будет играть важною--роль в период образования коммун, способствуя их созданию. В после-дующем они, как писал Оуэн, будут доставлять ей мало хлопот. Конечный его идеал -- самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун.

Оуэн предлагал проэкты конституции такой комму-ны. В конституции коммуны «Новая гармония» в США утверждается принцип равноправия и общность иму-ществ. Принципами коммуны являются равенство прав и обязанностей членов коммуны, объединение в работе и развлечениях, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность. Члены коммуны рассматрива-ются как одна семья, «Каждый член общины,-- гово-рится в конституции,-- будет приносить наибольшую возможную для него пользу для общего блага в соответ-ствии с правилами и постановлениями, которые могут быть приняты общиной. Первоочередной задачей общи-ны всегда будет предоставление всем ее членам наилуч-шего физического, нравственного и умственного воспи-тания». В этих положениях не трудно увидеть реализа-цию идеи «от каждого по способности». Вместе с тем все члены коммуны в соответствии со своим возрастом будут получать одинаковую пищу и одежду, поскольку это может быть обеспечено, и все будут жить в одинако-вых домах, «как только это станет осуществимо».

Законодательная власть в коммуне, согласно консти-туции, вручается общему собранию ее членов старше 21 года. Исполнительная власть -- совету, избираемому собранием. Совет подчиняется указаниям большинства собрания, отчитывается перед ним и руководит всеми делами коммуны, а также заключает договоры с дру-гими коммунами.

Проектам Оуэна присущи черты грубой уравнитель-ности и аскетизма, чего не было у Сен-Симона и Фурье. Однако следует отметить, что в отличие от Сен-Симона и Фурье, из критики капитализма Оуэн делает более по-следовательные выводы, видя причину бедственного по-ложения масс в господстве частной собственности и соот-ветственно связывая свой идеал с ее упразднением как необходимым условием коммунистического преобразо-вания общества. Считая религию существенным препят-ствием на пути этого преобразования, одним из «соци-альных зол», Оуэн был чужд религиозных исканий, свойственных Сен-Симону и Фурье. Совершенно новыми в истории социалистической мысли были попытки Оуэна внести идеи коммунизма в рабочее движение. Большое значение имели акцент на использовании результатов промышленного прогресса и уверенность в способности трудящихся организовать производство без капиталистов.

68.Исторические условия возникновения марксизма

Развитие промышленного капитализма вело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выражение и защиту интересов этого класса; на основе этих притязаний складывались доктрины, программная часть которых предусматривала коренное изменение общественного устройства, замену капитализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народных масс буржуазией.

К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окончательно оформились основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии. Политико-правовая идеология различных направлений социалистической мысли противостояла буржуазной политико-правовой идеологии. Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “Манифест коммунистической партии” Маркса и Энгельса (1847-1848 гг.).

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов. Хорошо известно, что французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843-1845 гг.

Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть “Манифеста коммунистической партии” текстуально совпадает с составленным сен-симонистами “Изложением учения Сен-Симона” при непременной замене авторами “Манифеста” слова “эксплуатация” термином “борьба”. Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической литературе 20-40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и Энгельсом.

К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения - последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.