Рефераты. История социальной защиты России в XX веке

Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельного вида социального обеспечения происходила на протяжении 1928-1932 гг. Первые пенсии по старости были установлены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности. Пенсионный возраст был определен для мужчин - 60, для женщин - 55 лет. Необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковым и для мужнин, и женщин - не меньше 25 лет. В 1929 г. ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление относительно введения пенсионного обеспечения также для рабочих таких ведущих областей промышленности, как горная, энергетическая, металлургическая, железнодорожный и водный транспорт. Принятые в 1928-1932 гг. законодательные акты стали основанием для дальнейшей разработки законодательства относительно пенсионного обеспечения по старости в следующие года. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 608 с.

В 1937 году вышло новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения, согласно которому круг задач НКСО расширялся. Он охватил государственное обеспечение инвалидов работы и других категорий; организацию материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, работой лечебно-трудовой экспертизы (ЛТЕК), подготовкой кадров работников социального обеспечения; утверждение законов для социального обеспечения. Под контролем НКСО в этот период находился Совет кооперации инвалидов, Союз касс взаимного страхования и взаимопомощи кооперации инвалидов, Общество слепых, Общество глухонемых. Кузнецов А. М., Раевский А. Н. Трудовые права инвалидов в СССР. - М., «Юрид. литература», 1964. - 134 с.

Большинство исследователей социальной защиты придерживаются мысли, что в этот период большой ошибкой было старание власти замкнуть всю деятельность по социальной защите исключительно на государстве и его органах, свернув работу общественных, благотворительных организаций и частных лиц. Осуществление политики социального обеспечения лишь на основе госбюджетных средств по силам экономически развитым, богатым странам. В ситуации перехода к новому общественно-экономическому порядку отказ от участия в делах помощи широких кругов общественности означала ограничение возможности предоставления социальной защиты населению страны. Отрицательной стороной социальной политики 30- х гг. признается и практика решения социальных проблем одних категорий людей за счет прав и свобод других, в частности, верующих. Много служителей церкви оказались изгнанными из своих церквей и остались без средств к существованию.

Таким образом, общее состояние социального обеспечения в 30- те года был проблематическим.

С началом второй мировой войны вся жизнь и деятельность многомиллионного населения была направлена на военные нужды. Экстремальная ситуация требовала от НКСО экстраординарных мероприятий. Это затрагивало как эвакуации, так и мобилизации рабочей силы и распределения материальных ресурсов, в том числе продовольственных. В тыловые районы страны эвакуировались промышленные предприятия, квалифицированные специалисты, деятеле науки и культуры, Всего в города и села Российской Федерации, Казахстана, республик Средней Азии было переселено около 25 млн человек. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. -- 3-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательство НОРМА, 2003. - 759 с.

Чрезвычайное значение в этот период малая деятельность, развернутая с помощью Красного Креста. Жизнь сотен тысяч раненных воинов была спасено благодаря переливанию крови, которую сдавали доноры в тыле и на фронте. Общество Советского Красного Креста подготовило и направило на фронт тысячи медицинских сестер, санинструкторов и сандружинниц. Они были рядом с бойцами, принимали участие в подполье, работали в санитарных поездах. Активисты Красного Креста принимали непосредственное участие в предоставлении помощи раненным и больным воинам на полях битв.

В 1945 г. в Красном кресте была организована специальная служба поиска, которая занималась выяснением судьбы военнослужащих и гражданских лиц, которые пропали бесследно, поиском информации, которая бы подтверждала причиненный им ущерб во время Второй мировой войны (что давало право на получение разного рода компенсаций). Каламкарян Р.А. Мигачев Ю. В. Международное право. Учебник. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

С началом войны 1941-1945 гг. вышел ряд указов относительно социального обеспечения семей фронтовиков. Первый из них датирован уже 26 июня 1941 года (на четвертый день после начала войны), он регламентировал порядок выплаты денежной помощи семьям фронтовиков. Указом 1942 г. внесены некоторые уточнения в этот порядок. В 1943 г. принято постановление Советов наркому СССР «О льготах для семей военнослужащих, которые погибли и пропали бесследно на фронтах Отечественной войны».

Еще один комплекс военных проблем - социальная помощь и социальная реабилитация раненых. Миллионные потоки раненых требовали экстренных мер не только относительно их эвакуации, а и относительно реабилитации. Осенью 1941 г. были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненных бойцов Красной Армии. В 1942 г. Государственным комитетом обороны организованно дома для инвалидов Великой Отечественной войны (позднее преобразованные в трудовые интернаты). В них покалеченные воины готовились к дальнейшей трудовой деятельности, получали трудовые специальности, проходили переподготовку.

Новые черт и масштабы приобрели в это время и проблемы охраны детства и попечение сиротами. Задача заключалась и в эвакуации воспитанников детских домов в глубь страны и в открытии новых учреждений. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, которые остались без родителей» предполагалось создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа. Занозина В. Н.; Колосова Е. М.; Чистиков А. Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - Спб, Лики России, 2008. - 304 с.

В 1949 г. НКСО переименовано в Министерство социального обеспечения, а в конце 50-х годов начался новый этап развития социальной зашиты и формирования ее органов в СССР. В 1956 г. Верховный Совет СССР приняла Закон о государственных пенсиях, согласно которому не только расширился круг лиц, которым предоставляется пенсия, а и в самостоятельную область выделилось законодательство о социальном обеспечении. Таким образом, было положено начало общему государственному пенсионному обеспечению работающих, которое было завершено принятиям в 1964 г. Законом о пенсиях и денежной помощи членам колхозов (раньше они были лишены этого). Размер пенсий по старости для большинства колхозников был очень далек от прожиточного минимума.

В 1961г. изменилось положение о Министерстве социального обеспечения, вследствие чего его функции значительно расширились в сравнении с положением 1937 г. На Министерство положено выполнение таких функций: выплата пенсий; организация лечебно-трудовой экспертизы; трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи.

Важнейшей сферой деятельности органов социальной защиты населения было материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Все они проводились соответствующими ведомствами: комитетами социального, обеспечения и страхования. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет союзного, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учеников и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (оно распространялось на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средства колхозов и дотаций из Государственного бюджета. Гущин И.В. Правоотношения по социальному обеспечению членов колхозов. - Калининград, Кн. Издат. 1974 . - 150 с.

На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание, хотя оно было совсем не одинакового качества для всех граждан. Каждая республика СССР имела свой республиканский Комитет по труду и социальной защите населения. Эти комитеты были полномочны решать вопросы в области условий и оплаты труда, занятости, перераспределения трудовых ресурсов, миграционных процессов, обеспечения социальных гарантий различным категориям граждан. Этот орган социальной защиты в своей деятельности активно сотрудничал с другими комитетами, например, комитетом труда для ликвидации безработицы.

В каждом населенном пункте располагался областной. Районный или городской собес - местный орган социальной защиты, непосредственно работающий с незащищенными слоями населения.

Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития

Положение органов социальной защиты, описанное выше, имело место то 1991 года.

Еще в конце 1980-х годов в России, тогда еще находившейся в составе Советского Союза, началось оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института. Специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

Сущность социальной защиты отражается в первую очередь в Конституции Российской Федерации. В статье 39 основного закона указывается, что социальная защита является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации и может предоставляться в виде социального пособия, государственной пенсии, социального страхования и иных форм. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. Дмтриев. Ю. - М.: Юстицинформ, 2007. - 616 с.

Система социальной защиты выполняет две основные функции. Во-первых, уменьшает следствия бедности путем предоставления коротко- срочной адресной помощи бедным слоям населения; во-вторых, предотвращает рост бедности путем создание условий для участия граждан в достойно оплачиваемой продуктивной работе и социальном страховании в трудоспособный период.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.