Рефераты. История развития кооперативного законодательства Беларуси

В статье 4 Закона отмечается, что государство обеспечивает защиту интересов потребительских обществ и их союзов, способствует их развитию и осуществляет контроль за их деятельностью. Потребительская кооперация взаимодействует с правительством Республики Беларусь на основе ежегодно заключаемых соглашений между Советом министров и Белкоопсоюзом, в которых определяются прогнозные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности. Для широкого обсуждения наиболее важных вопросов могут проводиться конференции и съезды потребительской кооперации, порядок созыва и проведения которых определяется органом, принявшим решение об их проведении. Таким образом, конференции и съезды не являются обязательными.

Статья 5 запрещает использовать названия «потребительское общество» и «союз потребительских обществ» в наименованиях потребительских кооперативов, не входящих в систему Белкоопсоюза.

Глава 2 «Потребительское общество» определяет порядок создания, основные принципы организации и деятельности первичного звена потребительской кооперации в Республике Беларусь. В этой главе сформулированы важнейшие положения Примерного устава потребительского общества: его структура; порядок приема в общество и прекращения членства; права и обязанности членов; структура, полномочия и порядок выборов органов управления и контроля потребительского общества; характер имущественных отношений; порядок распределения прибыли.

Глава 3 «Союз потребительских обществ» регламентирует принципы организации союза потребительских обществ.

Глава 4 «Государственная регистрация и особенности реорганизации, ликвидации потребительских обществ и союзов потребительских обществ» устанавливает порядок государственной регистрации, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и их союзов. В главе 5 определяется порядок вступления Закона в силу.

Кроме рассмотренных нормативных актов деятельность кооперативов и Республике Беларусь подпадает под действие законов о собственности, об аренде, о предпринимательстве, об общественных объединениях, о защите прав потребителей и др. Работа кооперативов может регламентироваться также решениями Национального собрания, Совета министров, указами Президента Республики Беларусь, решениями местных органов власти. Такие нормативные акты должны соответствовать Конституции и законодательству Республики Беларусь.

В Законе «О предпринимательстве», принятом 28 мая 1991 г., определяются формы предпринимательской деятельности (статья 3): частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, а также коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Кооперация представляет собой разновидность коллективной формы предпринимательства.

В 1990-е годы в условиях активного реформирования экономики на постсоветском пространстве во многих странах СНГ также были приняты законы о потребительской кооперации. Полезно проанализировать опыт наших соседей. Время показало, что ряд положений принятых законов или вовсе не работал, или оказался разрушительным для кооперации некоторых стран.

В России в 1992 г. был принят Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Целый комплекс его положений нанес существенный вред системе российской потребкооперации. Союзы потребительских обществ не были наделены организационно-распорядительными и контрольными функциями по отношению к входившим в их состав потребительским обществам и союзам. Закон не только разрешил, но и обязал наряду с пайщиками наделять кооперативным имуществом работников кооперативных предприятий и организаций, закреплять за ними конкретные объекты кооперативной собственности. Кроме того, пайщики и работники имели право на выделение им части кооперативного имущества (помимо суммы паевых взносов) даже в случае их выхода из потребительского общества.

Несовершенством Закона воспользовался ряд руководителей кооперативных организаций. Аппарат потребительских обществ и союзов стремился вытеснить рядовых пайщиков, существенно повышая размеры паевых взносов. Наиболее прибыльные кооперативные объекты были приватизированы частными лицами и компаниями, а не приносившие заметных доходов ликвидировались. Приватизация предприятий потребительской кооперации шла по двум вариантам. В Нижегородской области и ряде других регионов кооперативные предприятия были преобразованы в акционерные общества, ассоциации, товарищества и продавались на аукционах. По «костромскому варианту» кооперативные предприятия акционировались и становились собственностью их руководителей и работников. Под угрозой оказалась не только система потребительской кооперации, но и нормальное снабжение сельского населения. Поэтому в 1997 г. был принят по существу новый Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». В 2000 г. в него были внесены изменения и дополнения. Ныне действующий Закон восстановил организационную структуру потребительских обществ и их союзов, наделил союзы распорядительными и контрольными функциями в отношении их членов, определил субъектами собственности потребительские общества и их союзы.

Принятые в начале 1990-х годов на Украине и в Молдове законы о потребительской кооперации повторяли многие ошибки аналогичного российского закона 1992 г. В частности, законы предусматривали разграничение имущества потребкооперации на делимую (49 %) и неделимую (51 %) собственность. Это открывало возможности для бесконтрольной передачи значительной части кооперативного имущества частным лицам. В 1999 г. совет Союза кооперативов Молдовы (Молдкооп) изменил это положение, делимой собственностью был признан только паевой фонд, как и в Беларуси.

В Узбекистане в 1993 г. в соответствии с новым законодательством республиканский союз потребительских обществ был преобразован в ассоциацию акционерных и потребительских обществ, а затем получил статус компании. Потребительские общества были преобразованы в акционерные общества, пайщики стали акционерами. Единая система потребительской кооперации фактически перестала существовать.

В Беларуси в первой половине 1990-х годов также разрабатывались проекты реформирования потребительской кооперации на основе российских подходов, однако они не были реализованы. В целом порядок создания и условия функционирования действующих в нашей стране видов кооперативных объединений подчиняются общим требованиям, закрепленным в общегосударственном законодательстве и принципиально не отличаются.

Заключение

В заключение реферата на тему «История развития кооперативного законодательства Беларуси» можно сделать несколько основных выводов:

1. В научной и учебной литературе встречается много определений понятия «кооператив». Их рассмотрение позволяет выделить ряд общих для всех организаций, являющихся кооперативами, черт:

- кооператив -- это общественная организация (объединение людей), которая может включать и другие организации;

- кооператив основан на добровольном объединении;

- цель создания любого кооператива -- улучшение социально-экономических и культурных условий жизни его членов;

- кооператив является хозяйственным предприятием, ведущим экономическую деятельность;

- владельцами коллективной или коллективно-долевой собственности кооператива, как правило, являются его члены, объединившиеся на равноправных условиях;

- кооперативом управляют его члены на строго демократических началах.

Таким образом, кооператив -- это общественно-хозяйственная организация, представляющая собой добровольное объединение людей с целью улучшения социально-экономических и культурных условий их жизни, которые для этого создают на основе коллективной или коллективно-долевой собственности хозяйственное предприятие и в управлении им участвуют на равноправных, демократических началах.

2. Совокупность законодательных актов, правовых норм и нормативных документов, на основе которых функционируют кооперативы, принято называть кооперативным правом. Термин «кооперативное право» впервые употребил немецкий юрист Отто фон Гирке в 1868 г.

3. Основным источником кооперативного права в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными по результатам референдума 24 ноября 1996 г.

4. Правовые взаимоотношения кооперативов с государством, другими организациями, а также физическими лицами конкретно определяет Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания 28 октября 1998 г., одобренный Советом Республики 19 ноября 1998 г. и подписанный Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. В соответствии с Гражданским кодексом одним из участников системы правоотношений в нашем государстве является юридическое лицо.

5. С 1992 г. в Беларуси неоднократно предпринимались попытки принять закон о потребительской кооперации. Однако Верховный Совет, а затем Национальное собрание достаточно критически подходили к представляемым законопроектам и отправляли их на доработку. Чтобы восполнить пробел в законодательстве, 20 августа 1999 г. Президент издал Декрет «О потребительской кооперации в Республике Беларусь», который утвердил Положение о потребительской кооперации в Республике Беларусь. Декрет действовал до принятия закона.

6. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Республике Беларусь» был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2001 г., одобрен Советом Республики 31 января 2002 г. и подписан Президентом 25 февраля 2002 г. Он вступил в силу 1 марта 2002 г. Закон состоит из 5 глав и 43 статей.

7. Кроме рассмотренных нормативных актов деятельность кооперативов и Республике Беларусь подпадает под действие законов о собственности, об аренде, о предпринимательстве, об общественных объединениях, о защите прав потребителей и др. Работа кооперативов может регламентироваться также решениями Национального собрания, Совета министров, указами Президента Республики Беларусь, решениями местных органов власти. Такие нормативные акты должны соответствовать Конституции и законодательству Республики Беларусь.

8. В Законе «О предпринимательстве», принятом 28 мая 1991 г., определяются формы предпринимательской деятельности (статья 3): частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, а также коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Кооперация представляет собой разновидность коллективной формы предпринимательства.

9. В 1990-е годы в условиях активного реформирования экономики на постсоветском пространстве во многих странах СНГ также были приняты законы о потребительской кооперации. Полезно проанализировать опыт наших соседей. Время показало, что ряд положений принятых законов или вовсе не работал, или оказался разрушительным для кооперации некоторых стран.

10. В Беларуси в первой половине 1990-х годов разрабатывались проекты реформирования потребительской кооперации на основе российских подходов, однако они не были реализованы. В целом порядок создания и условия функционирования действующих в нашей стране видов кооперативных объединений подчиняются общим требованиям, закрепленным в общегосударственном законодательстве и принципиально не отличаются.

Список литературы

1. История и теория кооперативного движения: Д. Б. Сахарова, И. С. Котов. Мн.: Новое знание, 2005. - 248 с.

2. Кизилевич А.В. Кооператив - особая форма предпринимательства: Текст лекций для студентов всех специальностей \ А.В. Кизилевич, Д.Б.Сахарова. Гомель: ГКИ,1997.

3. Котов И.С. История потребительской кооперации Беларуси: Текст лекций. Гомель: ГКИ, 1997.

4. Лаппо Л.Л. Основы кооперативного движения: Учебное пособие для учащихся ССУЗов системы потребительской кооперации Лаппо Л.Л., Савинский А.И..Мн.: Дизайн ПРО, 2004.

5. Макаренко А.П. Теория и история развития коопративного движения: Учеб. Пособие для вузов и ССУЗов. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.