Рефераты. История развития Конституции Российской Федерации

В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции Загоровская Т.В. Федерализм в России: Проблемы и перспективы развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №14 - С.17-20..

На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.

Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.

§5. Функции Конституции

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. - М., 2007. - С.86..

Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма Конституционное право зарубежных стран: Учебник. / Под общ. ред. Баглая М.В.,. Лейбо Ю.Л., Энтина Л.М. - М., 2008. - С.84.. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2002. - С.37.. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное констит. обозрение - 2008 - №3 - С.17-19.. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

§1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент России ежегодно выступает перед Федеральным Собранием с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Первое послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)" было оглашено 24 февраля 1994 года.

Послание Президента 2007 года было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке. В нем были названы национальные приоритеты - рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования, а также поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января..

05 ноября 2008 года Президент РФ обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием.

В своем Послании Президент РФ обозначил пути развития России. В частности, Президент РФ отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Предложено расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство РФ ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Также Президент РФ предложил увеличить конституционные полномочия Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Отдельное внимание Президент РФ уделил антикоррупционным вопросам, мерам, направленным на дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, вопросам развития судебной системы, стратегии развития российского образования, вопросам экономики и международным отношениям.

Инициатором внесения поправок в Конституцию выступил Президент РФ Дмитрий Медведев, хотя несколькими годами ранее, он выступал против Кузьмин В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев выступил против внесения изменений в Конституцию] / Рос. газета - 2006 - 13 декабря.. Но так или иначе, поправки в январе 2009 года вступили в силу Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января..

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования". Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: Проблемы и перспективы // Журнал рос. права - 2003 - N 11. - с.3-9.

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной инициативы:

* Президент Российской Федерации

* Совет Федерации

* Государственная Дума

* Правительство Российской Федерации

* законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

* группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов Закатнова А. Под сводом закона. [Валерий Зорькин: Изменения в Конституции повлекут необратимые перемены] / Рос. газета - 2007 - 12 декабря..

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации (Регламент Совета Федерации \ Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ (с изменением и дополнением постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.12.2008 N 532-СФ)) и Государственной Думы (Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (с изменением и дополнением от 28.01.2009 N 1643-5 ГД)). Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

· текста законопроекта;

· обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально - экономических и иных последствий его принятия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.