Рефераты. История права

4.3. Договоры князя с дружиной

О договорах князя с дружиною летопись упоминает часто одновременно с другими княжескими соглашениями. Эти «ряды с дружиною» могли заключаться как с отдельными дру-жинниками, вступающими в состав дружины, так с целою дру-жиною, например, после смерти князя, когда его дружина перехо-дила к другому князю. Пока существовала вольная служба, такие соглашения дружинников, позднее вольных слуг, заключались постоянно. Но, по-видимому, они заключались устно; по крайней мере, в памятниках нет упоминаний о договорных грамотах кня-зей со слугами вольными. О содержании этих условий имеется еще менее известий, чем о содержании других княжеских договоров. Известно, что главною обязанностью дружинников была ратная служба, а потому, надо думать, в соглашениях шла речь о раз-мерах этой службы и пожалованиях за отбывание ее. Может быть, в договоры с членами старшей дружины входили и условия об участии их в советах по делам внешней и внутренней политики. В сохранившихся междукняжеских договорах встречается ряд условий, обеспечивавших вольным слугам право отъезда с сохра-нением всех личных и имущественных прав.

Глава IV Княжеские уставы.

Уставная деятельность князей существовала с древнейших времен. Князья, как представители управления и суда, давали какие-либо распоряжения, что-либо устанавливали. На первых порах и здесь, как и в области обычного права, деятельность князей основывается на их могуществе. Как представитель преобладающей силы, князь, завоевывая волости, устанавливает условия подчинения и облагает побежденных данями.

Как совершенно справедливо отмечает М. Дьяконов: «Под этими уставами нельзя разуметь каких-либо общих пра-вил, подобных современным законам» Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926г. Ст. 31.. Князья проявляют уставную деятельность тогда, когда постановляют судебные ре-шения. В Русской Правде записано решение князя Изяслава Ярославича, разбиравшего дело об убийстве Дорогобужцами его старого конюха у стада, и его решение названо уставом. Там же записаны и другие более общие уставы.

Уставная деятельность князей заметно усиливается после при-нятия христианства под влиянием духовенства. Проникнутое визан-тийскими образцами, оно подает князьям советы о тех или иных преобразованиях. Уже кн. Владимиру епископы говорили: «се умножишася разбойницы, почто не казниши их?». Князь отвечал, что боится греха. Но епископы получали князя: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье; достоит ти казнити разбойника, но со испытом. Володимер же отверг виры, нача казнити разбойникы». В частности князья издают уста-вы, определяющие положение в стране церковных учреждений. Князь Владимир построил церковь богородицы в Киеве и постано-вил: «даю церкви сей святой Богородици от именья моего и от град моих десятую часть. И положи написав клятву в церкви сей, рек: аще кто сего посудит, да будет проклят». Это пер-вое указание на записанный княжеский устав, но он не сохранился.

С именем Владимира до нас дошел другой памятник, так наз. «церковный устав». Подобные же церковные уставы сохра-нились и от других князей. В настоящее время известно до шести таких уставов, а именно, кроме Владимирова, еще: устав церков-ный Ярослава; устав новгородского князя Всеволода 1125-- 1136 гг.; того же князя грамота в пользу церкви Св. Ивана на Опоках; устав новгородского кн. Святослава 1137 г. и устав церковный смоленского кн. Ростислава 1150 г. О всех этих уста-вах, за исключением последнего, высказаны серьезные сомнения в подлинности их. Но и защитники подлинности этих памятников признают, что в относительно поздние списки, в каких эти уставы только и дошли до нас, внесены переписчиками серьезные иска-жения первоначального текста.

Судебная компетенция церкви во всех уставах определена двояко: 1) церкви оказалось подсудным все население по некото-рым категориям дел и 2) некоторые же категории лиц по всем делам переданы в ведомство церкви. Эта категории дел лиц определены в разных уставах различно. Но все же в общем можно отметить, что дела, по которым подсудно церкви было нее насе-ление, касались тех или иных вопросов права брачного и семей-ного, отчасти и наследственного; лицами же, подсудными церкви по всем делам, кроме духовенства, оказались различные разряды населения, по своему общественному положению особенно нуждав-шиеся в заботах и попечении церкви, как-то: прощенники, задушные люди, паломники и странники, слепцы, хромцы, изгои и др. Все эти лица назывались людьми церковными, богадельными.

Глава V. Рецепция византийского права.

Уже в некоторых церковных уставах встречаются ссылки на греческий номоканон как на источник, из которого князья почер-пали указания в своей уставной деятельности. Не подлежит сомнению, что греческие номоканоны проникли к нам на Русь уже вслед за принятием христианства и очень рано были известны в славянском переводе. Еще в домонгольское время известны были в переводах номоканон Иоанна Схоластика и номоканон в XIV тит-лах до-Фотиевой редакции.

В наши кормчие из греческих номоканонов перешел ряд сбор-ников светского права («Эклога», «Прохирон», «Закон судный людям» пли Судебник царя Константина, представляющий компи-ляцию, возникшую в Болгарии или Моравии, из «Эклоги», новелл и Моисеева законодательства и др.) Кроме того в XII или XIII вв. появился перевод юридического сборника под названием: «Книги законныя, имеже годится всякое дело исправляти всем православныимь княземь».

Чрезвычайно важные вопросы о том, с каких пор, какими спо-собами и в какой мере усвоились эти проникшие к нам юридиче-ские сборники, еще далеки от полного их разъяснения. Несо-мненно, однако, что уже в Русской Правде можно отметить следы этих влияний. Переводчики и составители этих чужеземных сбор-ников и русские их описатели имели, конечно, в виду не одни назидательные цели, а и практическое их приложение. Но условия русской жизни были столь существенно различны от византийских, что не один раз возникал вопрос о необходимости приспособления чужих норм к русской действительности. Это было прямо неиз-бежно, так как в русском языке некоторых понятий совершенно не существовало. Поэтому и наблюдаются в славянских текстах сборников более пли менее существенные отступления от ориги-нала. Часто приспособление византийских норм к русской жизни выражается к том, что вместо телесных наказаний назна-чались денежные взыскания, при чем число ударов заменяется равным числом гривен кун.

Таким образом, сфера действия реципированного права простирается в некоторых отношениях на все гражданское общество (право семейное и некоторые части уголовного) и во всех отношени-ях на некоторые классы общества («людей церковных»). Для указа-ния пределов непосредственного действия реципированного права возникли церковные уставы наших князей.

Глава VI. Русская Правда.

1. Списки Русской Правды

Русская Правда является крупнейшим и важнейшим памятником Древнерусского права. Она была впервые найдена Татищевым в одном списке новго-родской летописи и в 1738 г. представлена с переводом и приме-чаниями в Академию Наук. Но здесь она пролежала до 1767 г., когда была издана Шлецером по списку Татищева. С тех пор и до 40-х годов XIX в. было найдено значительное количе-ство новых списков этого памятника.

Протограф Русской Правды до нас не дошел. Текст памятника находится в множестве рукописей (в летописях и кормчих), древнейшая из которых относится к XII в. Сейчас выделяется около 110 списков данного памятника. Среди них различают три редакции: краткая правда (академический и археографический списки), пространная правда (синодальный, троицкий, карамзинский, пушкинский и другие списки), сокращенная правда (толстовский и оболенский списки).

Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды , которая состояла из четырёх частей. Её первая часть(1статья-18статья) - Древнейшая правда (Правда Ярослава). Место издания этой части Русской Правды спорно , летопись указывает на Новгород , но многие авторы допускают , что она была создана в центре земли Русской - Киеве . Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком ( 1015 - 1019 гг. ) . Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев “ дав им Правду и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды. Вторая часть (статья 19-41статья) - Правда Ярославичей. В её заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г. ( год смерти одного из его сыновей ). Третей (статья 42) и четвёртой (статья 43) частями являются соответственно Покон вирный и Урок мостников

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Устав Владимира Мономаха в свою очередь делится на: устав о резах (ст.53), банкруцкий устав (ст.54-55), устав о закупах (ст.56-62 и ст.64), устав о холопох (ст.63, 65-121 ст.). Всего пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Сокращенная правда представляет собой сокращённый вариант пространной правды, относящийся уже к московскому периоду русской истории.

2. Проблемы связанные с исследованием Русской Правды.

До настоящего времини является спорным деление на статьи данного памятника. Выделять статьи в Русской Правде начал ещё Татищев. В1846г.вышло в свет исследование Н. Калачова: «Предварительные юридические следования для полного объяснения Русской Правды»,где автор давал своё деление на статьи ,ставшее потом классическим. Так же сушествует деление на статьи Тобина и Сергеевича.

Нет единого мнения по характеру происхождения Русской Правды. Клачов, Сергеевич, Владимирский-Буданов придерживаются версии о частном характере происхождения данного памятника: «В пользу предположения о частном составлении сборников говорит, во-первых, разнообразие состава Правды в разных списках; во-вторых, употребление 3-его лица в отношении к законодателю (« Яко уставил Изяслав…»; «по Ярославе совокупившеся сынове его по нему уставиша на куны»), в-третьих, внесение в списки Русской Правды незаконодательного материала и иногда смешанное изложение его статей со статьями византийских источников.» М. Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права». Ростов-на-Дону, 1995г. Ст.116-117.. Карамзин, Татищев и Тобин считаит Русскую Правду актом официальной законодательной деятельности князей.

Проблемы источниковедческого анализа Русской правды связаны также приемами датировки, используемой исследователями, в зависимости от понимания общественного фона эпохи.

Хронологическая схема формирования главного юридического кодекса Древней Руси была разработана А.А. Зиминым: возникновение Древнейшей Правды в Новгороде в качестве льготного законодательного акта Ярослава Владимировича в ответ на помощь, оказанную ему новгородцами в критический момент 1016 г.; пополнение ее первоначальным домениальным уставом в конце жизни Ярослава; отмена кровной мести Ярославичами в 1072г., давшая начало Пространной Правде; формирование Пространной Правды после знаменитого восстания киевлян в 1113 г; бытование этого кодекса в удельно раздробленной Руси, его локальные пополнения и воздействие на другие исторические памятники.

3. Значение Русской Правды.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты 1550 года, даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет нам появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям ещё в XIV и XVI век.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Заключение.

Проблемы анализа источников древнерусского права весьма многочисленны. Далее, возникает задача определения его происхождения, толкования. Поскольку без определения источников права, нельзя вполне осознать особенности как политического так и экономического развития древнерусского государства, а также истоки отечественных правовых традиций, актуальность данной темы очевидна.

Литература

1. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. С.-П. 1999г. 640стр.

2. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995г. 640стр.

3. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. М.-Л. 1926г. 283стр.

4. Зимин А. А. Правда Русская. М. 1999. 424стр.

5. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI - XIV вв. М.1972. 246стр.

6. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М.1950. 357стр.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.