Рефераты. История построения правового государства в США

Противники внесения поправок и дополнений в Конституцию числа ее изготовителей указывали на то, что в ней все же имеется ряд гарантий в защиту прав и свобод: право на выдачу приказа "хабеас корпус", запрет на принятие закона с обратной эй действия, гарантия суда присяжных, запрет вынесения наказания без суда, запрет на привилегию для какого-либо вероисповедания, отмена дворянских титулов и званий, принцип республиканского представительного правления, система сдержек и противовесов, процедура импичмента для высших должностных лиц и др.

И действительно, в колониальный и раннереспубликанский период истории США импичмент эффективно использовался для борьбы против злоупотреблений в среде исполнительной и судебной власти. Эта практика содействовала возвышению роли законодательных учреждений (в особенности нижних палат легислатур штатов --там, где они были учреждены) и одновременно разработке системы сдержек и противовесов, которая ограничивала чрезмерные полномочия государственной власти в штатах.

В 1635 г. губернатор Виргинии Д. Харвей был привлечен импичменту за махинации с земельными угодьями. В 1757 г. такой же процедурой был отстранен от власти Верховный судья в Пенсильвании. В раннереспубликанский период все колонии включили статьи об импичменте в свои конституционные акты, поэтому появление этой статьи в 1787 г. в проекте федеральной Конституции стало вполне закономерным. В 1800 г. президент Джефферсон смог отстранить от должности ряд сторонников партии федералистов, и это способствовало возвышению законодательной власти в федерации.

Еще одну гарантию защиты прав и свобод от произвола властей составлял суд присяжных. Седьмая статья Конституции гарантировала участие суда присяжных во всех гражданских делах, наказание за которые превышает 20 долл. Многие элементы суда присяжных были импортированы из Англии: суд присяжных должен состоять из 12 человек, процесс ведет судья, который дает советы присяжным по вопросам, связанным с законом и его применением.

Процедура с утверждением десяти поправок, внесенных предложению Мэдисона еще в июне 1789 г., растянулась до декабря 1791 г. Только после этого события становится возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, поскольку она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

Т. Пейн, англичанин, имеющий неоспоримые заслуги перед двумя революциями -- Американской и Французской, писал в 1793 г. в памфлете "Права человека", что независимость Америки, рассмотренная только как отделение от Англии, была бы делом и событием небольшого значения, если бы она не сопровождалась "революцией в принципах и практике государственного управления" (т.е. радикальными переменами в организации и управлении государством).

Первые десять поправок не были однородными по своему назначению и не всегда имели отношение к уточнению гражданских прав и свобод. Последняя из них говорит о том, что остаточные полномочия осуществляются штатом и народом, его населяющим. Девятая поправка содержит оговорку о том, что имеющийся теперь в Конституции перечень прав не ущемляет других прав, которые уже признаны или будут признаны за гражданами в неопределенном будущем. Третья поправка регулирует такое редкое ныне для конституций дело, как порядок принятия солдат на постой в мирное или военное время (дело это считалось важным с точки зрения соблюдения прав граждан на неприкосновенность их жилища). В остальных семи поправках речь шла о конкретных гражданских правах и свободах, которые гражданину в принципе необходимы для нормальной, т.е. безопасной и нестесняемой, жизни в государственно-организованном обществе и для соучастия в делах и заботах государства.

В семи поправках, относящихся к правам и свободам, указаны:

1. Виды гарантий того, что именуется правами:

право людей мирно собираться (I);

право обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений (I);

право хранения и ношения оружия для содействия милиции обеспечение "безопасности свободного государства" (II);

право на защиту личности, жилища и имущества (IV);

право на защиту от необоснованных обысков и арестов (IV);

право не быть привлеченным к ответственности дважды за одно то же преступление (V);

право не быть принуждаемым свидетельствовать против самого себя (V);

право на справедливую компенсацию за причиненный ущерб (V);

право не отвечать дважды за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью (V);

право на законное, скорое и публичное судебное разбирательство (VI);

право обвиняемого быть информированным о природе и причинах (основании) предъявленного обвинения (VI);

право на очную ставку и на пользование услугами адвоката (VI);

право требовать разбора судом присяжных иска ценой свыше 20 долл. (VII);

право быть защищенным от чрезмерных залогов, чрезмерных штрафов, от наложения "жестоких и необычных наказаний" (VIII);

2. Привилегии и вольности граждан (гражданские свободы):

Свобода слова и печати (I);

Свобода выбора вероисповедания (I).

Последующие уточнения гражданских свобод находили воплощение в решениях Верховного суда либо в дополнительных поправках, принятых на протяжении XIX и XX столетий.

После принятия поправок и введения практики судебного

конституционного надзора американская Конституция приобрела следующие

характерные черты, выделяющие ее среди других современных конституций:

Конституция федеративного государства. Федеративная организация государства означает прежде всего такую организацию правительственной власти и правовой системы, при которой центральное общенациональное правительство распределяет власть между штатами, областями и землями -- составными частями этого сложно устроенного государства, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах. Конечно, общенациональное (федеральное) правительство более могущественно и распоряжается гораздо большими бюджетными или

налоговыми суммами, оно посылает и принимает послов других стран и печатает денежные знаки и т.д. И все же оно не может повлиять на законодательство местного назначения, не привлек к ответственности за превышение скорости или ограбление бензоколонки и даже не заверяет завещаний;

Конституция государства-республики, причем республик скую форму правления в штатах менять на другую запрещено конституционным законом;

Американская Конституция не только закрепляет разделение властей в качестве необходимого условия нормально устроенного современного государства, но и снабжает это обособление продуманной и рассчитанной системой сдержек и противовесов, явилось бесспорным изобретением создателей Конституции. К числу следует отнести не только участников Конституционного конвента в Филадельфии 1787 г. (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и др.) и мыслителей и. политиков, принявших участие в этом процессе заочно, -- Дж. Адамса, автора фундаментального труда "В защиту конституций Соединенных Штатов" (1787 г.), Т. Джефферсона автора Декларации независимости и оригинального проекта конституционной реформы в его родном штате Виргиния, и др.;

С введением судебного конституционного надзора американская Конституция, по некоторым определениям, стала состоять из самого ее текста, а также из тех разъяснений и толкований содержания, которые содержатся в решениях Верховного суд

Для внесения изменений в содержание Конституции требуется созыв специальных конвентов в штатах и одобрение их большинством в 3/4 голосов. Эти изменения оформляются в виде поправок и уточнений, число которых к концу XX столетия составило

Конституционная поддержка личных прав и свобод создает определенную напряженную атмосферу для действий правительственной власти. Однако эта сохраняющаяся напряженность между полномочиями правительственной власти и правами и свободами гражданина официально признается и определенным образом регулируется принципами и нормами Конституции федерации;

Общие цели, ради которых была учреждена Конституция, -- более совершенный союз штатов, справедливость, общая оборона, всеобщее благосостояние и защита благ свободы --создали такой взаимодополняющий и взаимоподдерживающий набор политических ориентаций нового федерального государства, которые способствовали успешному преодалению самых неожиданных и суровых испытаний (Гражданская война 60-х гг. XIX в., глубокая экономическая депрессия 20-30 гг. XX в.) на протяжении двух первых веков существования федерации.

Закрепление итогов Гражданской войны в Конституции

Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером впервые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одновременно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (НьюМексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г., согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.

В конце 1860 -- начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру -- а на сецессию, т.е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.

Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции -- вопроса о рабстве. Первоначально рабство на территориях взбунтовавшихся штатов было отменено Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гражданской войны (1865), была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: "В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, а которое лицо было надлежащим образом осуждено".

Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения XIV поправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите Законов.

Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие "раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя "поправка Гражданской войны" --XV, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов.

Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне, которое фактически оказало существенное влияние на развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установлением "имперской президентской власти".

Кровопролитная Гражданская война оставила Юг в состоянии экономического и политического хаоса. Понадобилось 12 лет реконструкции (1865--1877), чтобы полностью интегрировать южные штаты в союз. Нормализация наступила лишь после вывода федеральных войск из штатов разгромленной конфедерации. С этого времени новая демократическая партия полностью захватывает влияние в этом регионе. Начинается бурное развитие капитализма на Юге, социально и экономически оба исторических региона США становятся все более одинаковыми, хотя многие различия сохраняются до сих пор.

Заключение

В заключении анализа можно сделать следующие выводы по данной теме.

Объединение Американских штатов было необходимо для борьбы с Великобританией, которая эксплуатируя свои колонии, не давала им возможности для экономического роста. Колонисты должны были терпеть разного рода экономические стеснения, выгодные английским наживалам.

Война американских колоний против Англии была революционно-освободительной войной. Но то была не только война одной страны против другой- угнетенной против угнетавшей. По своим конечным целям и результатам, по своим движущим силам, по тому, кто руководил борьбой, война Американских колоний за государственную независимость была вместе с тем своеобразной буржуазно-демократической революцией.

Декларация независимости явила собой манифест народного восстания против «законного» правительства, явилась выдающимся прогрессивным документом эпохи, своеобразным памятником победы угнетаемого народа над своим угнетателем. Она утверждала право каждого народа на жизнь, свободу и стремление к счастью, а также право на изменение или уничтожение правительства, которое препятствует осуществлению этих свобод.

Первоначально штаты были объединены в Конфедерацию для осуществления временной цели- победы над общим врагом- английской метрополией. Для этой цели был создан документ под названием «Статьи конфедерации». Однако, принятая в 1787 году Конституция хоть и не ликвидировала политической автономии штатов, но она противопоставила ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию.

Конституция 1787 года было большим шагом на пути к создания демократического государства, которое явилось примером для многих стран мира в будущем.

Последним препятствием для установления равного и свободного общества было существование рабства. Но и это препятствие было устранено в 1862 году Прокламацией о ликвидации рабства, в результате которой чернокожая часть населения США хоть и не получила всех прав и свобод, принадлежащих американцам, но была достигнута цель отмены эксплуатации одного человека другим.

История США представляет собой сложный процесс создания единого, демократического государства, заслужившего право на независимость долгой и упорной борьбой, результатом которой явилось экономический рост и процветание страны и ее народа.

Список литературы

1. Виноградов В.Н., Гусева Н.М., Зверев А.М., Шпотов Б.М. «Новая история стран Европы и Америки. Первый период», изд-во «Высшая школа», 1998г., г. Москва, 415с.

2. Согрин В.В. «Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века», изд-во «Наука», 1995г., г. Москва, 237с.

3. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», изд-во «Юристъ», 1999г., г. Москва, 566с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.