Рефераты. История отечественного государства и права: предмет, метод, периодизация

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.

4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

- рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

- важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

- расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

- предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

- в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

- все чиновники должны были иметь соответствующее образование

- знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

- в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

- с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,

- «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

29. Развитие права в первой половине XIX в. Систематизация права

Стремительный рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное соответствие существующего законодательства.

Было предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления Николая I. Ведущая роль в организации проведения систематизации отводится М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского, уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском революционном законодательстве.

В 1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:

1) создание Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ);

2) создание Свода действующих законов Российской империи (СДЗ);

3) создание нового Уложения.

В 1830 г. было подготовлено ПСЗ, в 1831 г. оно было опубликовано. Законодательные акты в ПСЗ располагались в хронологическом порядке, оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений.

СДЗ был опубликован в 1832 г. и введен в действие в 1835 г. В него были включены лишь действующие акты. располагавшиеся по определенной системе - по отраслям права.

Создание нового Уложения завершено не было, т. к. царь был против нововведений в законодательстве. Как часть Уложения в 1845 г. было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Рост промышленности и торговли обусловил развитие гражданского права, в котором значительное внимание уделялось укреплению права собственности, имущество делилось на недвижимое и движимое, различалось законное и незаконное владение. В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. СДЗ регулировал составление, исполнение и прекращение договоров (Д). Предметом Д могли быть имущество и действия лиц. Д мог заключаться письменно или устно. Вводилось нотариальное удостоверение для отдельных Д.Средствами обеспечения Д являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное право продолжало традиции церковного брака. Имущество супругов, родителей и детей было раздельным. В наследственном праве расширяется свобода завещания. По закону наследовала мужская нисходящая линия.

30. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас).

Данный свод норм уголовного и процессуального права называют первым российским уголовным кодексом. В нем еще содержались казуальные нормы, было много противоречий, сохранялся сословный подход к назначению наказаний. В Уложении впервые присутствует деление на Общую и Особенную части, проводится различие между преступлением и проступком.

Уложение перечисляет основания, исключающие ответственность: случайность, ошибка, малолетство, сумасшествие, принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.

Субъективная сторона делится на умысел и неосторожность, близкие к современному пониманию. Устанавливаются виды соучастия: по предварительному соглашению и без такового, и разделяются роли соучастников.

Усложняется система преступлений. По степени тяжести выделялись: преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, против собственности, семьи.

Система наказаний также была сложной и делилась на наказания уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния в совокупности либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторгу, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. всех привилегий, имущества, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: ссылка,

отдача в исправительные арестантские роты, заключение

в тюрьму, крепость, арест, выговор в присутствии суда, денежное взыскание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.