Рефераты. История государственного управления

Иван и Петр. С этого момента выборы царей, действительные или фиктивные, прекращаются, хотя идея возродилась ненадолго в 1720-х гг., после смерти Петра I, не оставившего наследников. Но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь. Смена монархов в XVIII веке производилась посредством дворцовых переворотов.

6. Тенденции развития земских соборов в XVII в.

XVII столетие - время расцвета сословного представительства в России. Такая ситуация сложилась во многом по причине пресечения династии Рюриковичей. С 1598 г. соборы, вне зависимости от того, являлись они фиктивными (как, например, выборы царем Василия Шуйского в 1606 г.) или настоящими, перешли от выполнения только совещательной функции к управлению. По меньшей мере, они могли ощутимо влиять на политику монархов. Первое, что бросается в глаза, - действительная выборность царей (1598, 1606, 1610, 1613, 1645, 1682 гг.) Черепнин, Л. В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1998 г. - С. 205. и, как следствие, необходимость власти считаться с мнением сословий, выбравших его и могущих определить ему наследника. Смутное время привело также к росту роли сословно-представительных органов и превращению их в полновесный властный институт, участвующий в решении важнейших государственных вопросов. Сами соборы становятся выборными. Теперь можно говорить не о доверии правительства к делегатам, а об ответственности последних перед избирателями. Впервые в истории России формируется механизм выборов. Хотя он еще был далек от совершенства и в значительной мере находится под контролем воевод. Причем характер контроля со временем изменялся. Если в первой половине XVII в. воеводы принуждали к самому процессу выборов, то в конце столетия их задачей зачастую было самостоятельно выбрать людей, вызывающих у него доверие. Впрочем, иногда самоуправство воевод бывало вынужденным. Когда избиратели не хотели избирать, а «выборные» не желали ехать на собор, они отправляли делегатов (а иногда и назначали их) в приказном порядке.

Деятельность сословного представительства в России не была непрерывной. В правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича соборы пратически не собирались. Однаков 1681 - 1698 гг. идея созыва соборов возвращается. Соборно решается вопрос об отмене местничества, о выборе царей после смерти царя Федора Алексеевича, предполагается соборное решение по вопросу о заключении «вечного мира» с Польшей в 1683 - 1684 гг. И, наконец, после подавления восстания стрельцов в 1698 г. вновь родилась идея судебного собора на царевну Софью как организатора бунта. Позиция, изложенная представителями московского и смолеского купечества:

«А мы молим Бога о том, чтобы государева рука была высока; а мы люди не служилые, службы не знаем, ведает Бог да государь, не стоим не только за свои животы (имущество. - С.К.), и мы и головы свои кладем за государя везде».

Позиция дворян по указанному вопросу на соборе 1566 г.:

«…А мы, холопи его государские, ныне на конех сидим, и мы за его государ-ское с коня помрем»,

«…За одну десятину Озерищеского и Полоцкого повету покладем головы свои».

Отношение населения к соборам было двояким. С одной стороны, в 1634 г. появляется проект стряпчего И.А. Бутурлина, предполагавший создание постоянного представительного органа, включающего служилых и черных людей. Черепнин, Л. В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1998 г. - С. 368.

Предполагались нормы представительства в зависимости от величины городов. Формироваться оно должно было посредством выборов на определенный срок. Вместе с тем потенциальные избиратели демонстрировали все нарастающий со временем абсентеизм. Соборы были обречены и потому, что монарх в это время не был заинтересован в участии сословий. Соборное Уложение 1649 г. законодательно фиксирует тенденцию к усилению самодержавной власти царя и гарантирует новую династию от низложения. Как следствие земские соборы в конце столетия ушли в небытие. Основы для продолжения их существования не было, что наглядно было продемонстрировано событиями 1720-х гг., когда провалилась идея созыва собора для выбора монарха. Однако попытки инициировать и создать представительные учреждения были предприняты уже во второй половине XVIII в.

Задание III. Тесты

1. Народное собрание у восточных славян называлось:

а) вече;

б) вервь;

в) снем;

г) пятина.

2. Уложенная комиссия в Российской империи действовала в период правления:

а) Екатерины II;

б) Петра I;

в) Екатерины I;

г) Анны Иоанновны.

3. В начале XX века в Российской империи действовало Государственных дум:

а) две;

б) три;

в) четыре:

г) пять.

4. Первый президент России был избран:

а) 12 июня 1990 г.;

б) 12 июня 1991 г.;

в) 19 августа 1991 г.;

г) 12 декабря 1993 г.

Задание IV. Объясните термины

Посадник

Избранная Рада

Титулярный советник

Земство

Е.И.В. Канцелярия

Общественное призрение

Исправник

Совнарком

Демократическое совещание

МГБ

Курия

Совет безопасности

Посадник - 1) наместник князя в землях Древнерусского государства 10-11 вв. 2) Высшая государственная должность в Новгороде в 12-15 вв. и Пскове в 14 - нач. 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.

Избранная Рада - неофициальное правительство Русского государства в кон. 40-50-х гг. 16 в. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов; присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. Реформы центрального и местного государственного аппарата.

Титулярный советник - в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

Земство - выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864.

Е.И.В. Канцелярия - Сомбственная Егом Имперамторского Велимчества канцелямрия (сокращённо -- Собственная Е. И. В. канцелярия) -- личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти.

Общественное призрение - губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами.

Исправник-в России глава уездной полиции. В 1775-1862 избирался дворянами (назывался капитан-исправник), затем назначался правительством.

Совнарком - в 1917-46 название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров.

Демократическое совещание - (Всероссийское), Петроград, 14-22 сентября (27 сентября - 5 октября) 1917. Созвано ВЦИК (Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом) и исполкомом Советов крестьянских депутатов в целях ослабления нараставшего общенационального кризиса и укрепления позиций Временного правительства. Присутствовало 1582 делегата от Советов, профсоюзов, организаций армии и флота, кооперации и др. (эсеры, меньшевики, большевики, трудовики). Из-за разногласий зашло в тупик; из своего состава выделило представителей в постоянный орган - Временный совет Российской республики (Предпарламент), которому передало свои функции.

МГБ - центральные органы государственной власти СССР, ведавшие вопросами государственной безопасности в феврале -- июле 1941 г. и в 1943--1953 гг. Наряду с Министерством внутренних дел СССР, Министерство государственной безопасности СССР являлось союзно-республиканским министерством.

Курия - особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах в Государственную думу в 1905--1907 гг. Согласно избирательному закону от 6 августа 1905 г., избиратели группировались по трем куриям: землевладельческой, городской и крестьянской; законом от 11 декабря 1905 г. была организована дополнительно четвертая курия -- рабочая. Согласно закону от 3 июня 1907 года, избиратели России голосовали по 5 куриям: 1) землевладельческой, 2) крупных городских собственников, 3) мелких и средних городских собственников, 4) крестьянской, 5) рабочей. Каждая курия выбирала установленное количество депутатов обычно независимо от численности избирателей данной курии.

Совет безопасности - Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».

Статьей 127.3 Конституции СССР устанавливалось, что Президент СССР возглавляет Совет безопасности СССР, на который возлагается выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

Члены Совета безопасности назначались Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации СССР и по согласованию с Верховным Советом СССР.

Список литературы

1. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. Крутских, А.В. - М.: ИНФРА - М, 2001.- 398 с.

2. Государственное управление в России: Учебник для вузов / под ред. Марковой, А.Н - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 333с.

3. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн. М., 1992 - 1993.

4. Тихомиров, М.Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. №5.

5. Черепнин, Л.В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1998 г. - 417 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.