Рефераты. История государства и права Башкортостана

Приток небашкирского населения имело важное значение для развития эко-номики и культуры края. Ускорился про-цесс перехода башкир к оседлому зем-леделию. Башкиры заимствовали у рус-ских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия, учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая и переработке продуктов зернового хозяйства1.

После присое-динения к Русскому государству про-должалась феодализация башкирского общества. Являясь монопольным соб-ственником всей земли в крае, Русское государство передало во владение баш-кирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило это грамотами.

Земли за-креплялись за всеми жителями башкир-ского рода, племени, либо их подразде-лений в общее владение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их на привилегированную верхушку -- биев, тарханов, мурз, князей и т. д. -- и на повинностную ясачную часть насе-ления, как это осуществлялось, напри-мер, в отношении народов Среднего По-волжья.

Владельцем волостной земли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имели место владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи и прочие угодья)2.

Каждый член общи-ны имел право на пользование волостной землей.

1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.

2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 42

Общинная собственность на землю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостными землями распоряжалась башкирская феодально - патриархальная верхушка. Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого ско-товодческого хозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пере-житками патриархально-родового бы-та1. Отсутствие юридически оформлен-ной частной земельной собственности не мешало существованию у башкир фео-дальной земельной собственности2.

В полукочевом обществе феодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжения кочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредством владения ско-том3. Скот у башкир находился в част-ной собственности. На этой почве в полу-кочевом обществе обозначилось доста-точно глубокое имущественное неравен-ство. Патриархально-феодальная баш-кирская знать владела большими стада-ми скота. Применяя открытое насилие и используя патриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие паст-бища, присваивала себе право отводить районы для кочевок другим членам об-щины. Так складывалась феодальная собственность на землю, которая приоб-рела форму распоряжения кочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависи-мое положение, в обществе возникали элементы и внеэкономического принуж-дения. Общественные отношения у баш-кир во второй половине XVI -- XVII вв. были патриархально-феодальными5.

Верхний слой башкирского общества состоял из биев, князей, тарханов, ста-рост и других «лучших людей», а также представителей мусульманского духо-венства. После присоединения Башки-рии к России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли во-енную службу государю и не числились в разряде ясачных людей6.

1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч.I. С. 91.

2 Демидова Н. Ф. Указ. соч. С. 41.

3 Устюгов Н. В. О характере башкирских вос-станий XVII -- первой половины XVIII вв. //400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96--97.

4 Демидова Н. Ф. Землевладение и земле-пользование в Уфимском уезде в XVI--XVIII вв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С. 266, 269.

5 Демидова Н. Ф. Социально-эконо-мические отношения в Башкирии в первой чет-верти XVIII в. С. 40;

6 Акманов И. Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI -- первой половине XVIII вв. С. 47--48.

Со временем князья слились с тарха-нами, составлявшими основную часть башкирской феодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также «лучшие люди» за военные заслуги (охрана гра-ниц Башкирии, участие в дальних похо-дах).

Тарханы имели большие привилегии, которые предоставлялись им наследст-венно или лично. Они могли занять и пользоваться любыми участками волост-ной земли, кроме бортных угодий и боб-ровых гонов, находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смели сопротивляться действиям тарха-нов по распоряжению волостными зем-лями1.

Тарханы были освобождены от налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нести военную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали в со-став дипломатических миссий прави-тельства, направлявшихся в Казахстан и Среднюю Азию.

К разряду феодальной вер-хушки общества относились старосты и сотники, наделенные административно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главе небольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост и сотников попа-дали, как правило, наиболее влиятель-ные и богатые башкиры, в т. ч. бии, тар-ханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточенными в одних и тех же руках. Это обстоятель-ство усиливало господствующее положе-ние старост и сотников в обществе и открывало для них возможность нажи-ваться за счет общины.

Развитие феодальных отношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовые баш-киры и феодально - патриархальная вер-хушка общества пребывали в составе одной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формально представители башкирских господствую-щих слоев считались членами общины, но фактически они стояли над общиной .

1Очерки по истории Башкир-ской АССР. Т. I. Ч. I. С. 128, 129

Рядовые общинники, ведя самостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым при-надлежало право распоряжения волост-ными землями. Из-за всевозможных поборов и других причин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным и пришлым бога-чам.

Обнищавшие башкиры выталкива-лись из общины и становились туснахами. Положение туснаков в башкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительно работали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбург-ской экспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов у башкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие ино-верцы» «работою их богатятся и усили-ваются»1. Правительство запрещало старостам, тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Тем самым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.

Башкирское общество знало и рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкиры принуж-дали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и Среднюю Азию. Несмотря на существование ра-боторговли, ясыры не представляли устойчивой социальной группы среди башкир.

По мере притока зем-ледельческого населения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новые формы земельных от-ношений в крае. Значительная часть пришлого населения Уфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числу относились ясач-ные татары, чуваши, мари, мордва, уд-мурты, служилые татары и мишари. Пос-ледние имели право, в силу своей сослов-ной принадлежности, получать земель-ные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческого и ското-водческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у баш-кир в долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на терри-тории башкирской волости.

1Материалы по истории Башкирской АССР. Т. III. С. 491.

Переселен-цев, устроившихся на башкирских во-лостных землях, независимо от их этни-ческой и сословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенники оседали на башкирских зем-лях по договору с вотчинниками, т. е. припуску, представлявшему разновид-ность арендного соглашения. Договор о припуске составлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянам без ведома уездной и двор-цовой администрации, помещичьих и монастырских управителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенни-ками становились и башкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшие свои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.

Плата за припуск и за последующее пользование волостными землями, уста-навливаемая между вотчинниками и припущенниками, была намного легче фео-дальных повинностей, лежавших на по-мещичьих, монастырских и других фео-дально зависимых крестьянах. Поэто-му к припуску прибегала значительная часть переселенцев.

В состав башкирских припущенников входили представители различных фео-дально-зависимых сословий. Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основ-ная масса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями в местах выхода. Незначи-тельная часть бобылей попала в это сос-ловие в Уфимском уезде из числа «гуля-щих людей» и других категорий кре-стьян.

Бобыли вели крестьянское хозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак и несли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материа-лы, давать подводы и провожатых, рабо-тать на строительстве и ремонте казен-ных мельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобы-лей в Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских и дворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землями своих феодалов и несли повин-ности в их пользу.

1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 131.

2Материалы по исто-рии Башкирской АССР. Ч. I. С. 128.

Из среды припущенников постепенно образовалось сословие тептярей, известных только в Башкирии. По мнению ряда авторов, возникновение слова «тептярь» связано с персидским словом «дэфтэр», что означает «запись», «договор»1. Тептяри заключали с башкирами-вотчинни-ками письменные условия, в которых определялось количество полученных в аренду угодий и размер повинностей2. Тептяри обосновывались не только на башкирских вотчинных землях, но и на казенных и собственных, причем без припускных записей3. Возможно, словом «дэфтэр» назывались воеводские «оклад-ные ясачные книги», куда включалась часть башкирских припущенников, ко-торые, очевидно, и получили название тептяри.

По другой версии, термин тептярь произошел от слова тибеу, тибелеу, тип-тереу, типтер. Башкир, не имевший воз-можности нести феодальные повинности за свое сословие, выходил сам или на-сильно выталкивался (тибелэ) из общи-ны. Он терял вотчинное право на землю, свою сословную принадлежность и ста-новился тептяром. Со временем, особен-но в XVIII в., в состав тептярей влились переселенцы из татар, мари, чувашей, удмуртов, вышедших из своих общин и порвавших связь со своими прежними сословиями4 (ясачным, служилым, бобыльским).

В первое время феодальные повин-ности тептярей были сравнительно лег-кими. Они платили казне тептярский окладной ясак. В отличие от бобылей-припущенников, тептяри были свободны от выполнения каких-либо натуральных повинностей в пользу государства.

Несмотря на пользование башкир-скими землями, тептяри, как и бобыли, являлись казенными людьми и несли феодальные повинности в пользу госу-дарства.

1Ахмаров Г. Н, Тептя-ри и их происхождение. Казань, 1907. С. 9--10, 26.

2Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.

3 Асфандияров А. 3. Семья и брак у башкир в XVIII -- первой половине XIX в. Уфа, 1989. С. 33--34.

4 Там же.

Сохранившиеся источники не позво-ляют определить численность мишарей и служилых татар. Живя на башкирских волостных землях в качестве припущен-ников, они также находились в личной зависимости от государства, несли воен-ную службу, составляя особое феодаль-ное сословие.

Итак, в пределах башкирской воло-сти вели хозяйство представители не только разных народов, но и разных сос-ловий: башкиры-вотчинники, бобыли, тептяри, мишари, служилые татары.

Таким образом, в Башкирии сосу-ществовали различные формы феодаль-ных отношений. Несмотря на заметные социальные сдвиги, в башкирском об-ществе по - прежнему господствовали присущие кочевым и полукочевым наро-дам патриархально - феодальные отно-шения, сильны были пережитки родово-го строя. Отношения же между башкир-ским обществом и государством были феодальными.

Феодалы состояли из башкирской, татарской и мишарской знати, русских помещиков, монастырей, дворца и само-го феодального государства.

К эксплуатируемой части населения от-носились рядовые башкиры, мишари, служилые татары, мелкие служилые люди, ясачные крестьяне, тептярское и бобыльское население, помещичьи, мо-настырские, дворцовые и государствен-ные крестьяне.

Из всего сказанного можно сделать определенный вывод, что политика царского правительства в Башкирии носило чисто колониальный характер и это отчетливо видно из предпринимаемых действий центральной власти в отношении, вновь присоединенных земель.

Во-первых, создаются местные колониальные администрации во вновь созданных военных поселениях для надзора и управления территориями;

Во-вторых, идет активное заселение новых территорий подданными русского государства из центральных районов России;

В-третьих, осваиваются природные ресурсы края для поддержания и увеличения экономической мощи русского государства;

В-четвертых, на фоне успехов освоения Башкирии местное население в большей части оставалось на уровне феодально-патриархальных отношений и до определенного времени экономически развивалось слабо.

Продолжение на сайте: WWW.vzfeii.web-box.ru

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.