Рефераты. История государства и права зарубежных стран

Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.

Государства Древнего Китая

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

1) период Шань (Инь) (XV--XI вв. до н. э.);

2) период Чжоу (XI--III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды:

а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);

б) Чжаньго - "Борющихся царств" (V--III вв. до н. э.);

в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - Ill в. н. э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.

В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI--X вв. до н.э. ) переходном от общинно-родового к классовому обществу. В Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.

Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из "одной партии власти" в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.

В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.

Английский абсолютизм

В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний этап истории феодализма.

Усилению централизованной власти в Англии способствовало:

1) упорное и продолжительное сопротивление английского населения, которое оказалось против захвата и разграблений земель нормандской знатью. Масса свободных и полусвободных крестьян насильственно переводились на положение крепостных. В течение XIV века в Англии обнаруживается тенденция к увеличению феодальных повинностей крестьян. Вооруженная борьба между англосаксонским населением и нормандскими завоевателями длилась многими десятилетиями. В этих условиях бароны Англии вынуждены были поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление;

2) земельные наделы нормандской знати не составляли единых слитных массивов, они были разбросаны по всей стране. Это не могло не мешать образованию независимых феодальных сеньорий;

3) огромный земельный фонд короля, составлявший около 1/7 части всей пахотной земли Англии, и наличие постоянных налогов;

4) в отличие от порядков, существующих на континенте, вассалы английского короля были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денежными взносами.

Для определения доходности феодальных поместий и крестьянских дворов в Англии в 1086 г. была проведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, получившая название "Книга страшного суда". Сообразно с ее результатами было осуществлено дальнейшее закрепление крестьянства. С этого времени большая его часть переходит в разряд крепостных - виланов. Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти.

Абсолютная монархия установилась в Англии в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений.

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточивалась в этот период полностью в руках короля.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской Церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной Церкви - как с католиками, так и со стороны наиболее радикальных и демократических форм протестантизма. Система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти.

Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта

В период Нового царства начали происходить изменения в государственном строе государства. В это время для Египта было характерно создание сложного и весьма разветвленного аппарата государственного управления. Государство становится более строго централизованным, так как прежние относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю - фараону.

В этот период страна была разделена на два больших округа - северный и южный. Главой каждого из этих округов являлся особый наместник фараона. Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников.

Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э. Люди всегда считали самого фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Религия в значительной мере своими священными законами и предписаниями помогла утвердиться государственному институту власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам.

В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью.

Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Египта одна династия сменялась другой, что было связано с династическими кризисами в царском доме.

Но личная власть фараона не была столь совершенна и непререкаема. Даже при всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько он сможет умело балансировать между выгодами господствующего класса общества, в основном представленного военной и жреческой элитой, и своими собственными интересами. С другой стороны, находившийся у власти фараон был обязан постоянно соблюдать некий кодекс, или набор религиозно-этических норм и предписаний. Иначе этот кодекс можно совершенно точно обозначить как кодекс справедливости, носящий древнеегипетское название "маат".

После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается быстрый рост бюрократического аппарата, вместе с чем значительно возвышается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления.

С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончательно утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единого для всей территории государства центра.

Сохранился обширный пласт письменных памятников, дающих обширную информацию о системе функционирования института власти и в целом о государственной, социальной и религиозной структурах общества Древнего Египта. В их числе можно назвать "Книгу мертвых", "Речение Ипувера", "Пророчество Нефертити" и др. Все эти произведения позволяют воссоздать относительно целостную картину египетского общества, и все они были составлены и письменно зафиксированы в эпоху Нового царства.

Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.

Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полу ченного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.