Рефераты. Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования

3 сентября 1926 года приказом ВСК №143 вводится в действие Временный устав службы конвойной стражи. В нем заменяются старые термины: этап, этапные помещения, партии заключенных и другие на новые - маршрут, специальные помещения, маршрутные партии и т.п. В этот период конвойные части численностью 20 тыс. человек были расквартированы в 167 городах. Была проведена организационная перестройка конвойных команд по принципу РККА (взвод, рота, батальон, полк). Все войска были сведены в две дивизии и шесть отдельных бригад общей численностью 14802 человека. Вскоре конвойная стажа была переименована в конвойные войска.

Положение о конвойных войсках, утвержденное приказом НКВД СССР от 20 ноября 1939 года подчеркивало: «Являясь внутренними войсками, конвойные войска НКВД входят в состав Вооруженных сил Союза ССР».

К 1941 году встал серьезный вопрос о подготовке кадров для конвойных войск. Перед войной готовились в 11 военно-учебных заведениях НКВД СССР. В которых обучалось 1730 слушателей и 6264 курсантов. Численность личного состава учебных заведений составляла 14 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны Конвойные войска охраняли 710 различных лагерей, тюрем и других объектов. Только на охрану военнопленных конвойные войска ежедневно выделяли 30 тысяч человек. Сфера использования конвойных команд существенно расширилась. Они привлекались для эвакуации из тюрем, расположенных в западных губерниях, содержащихся там людей. Сопровождали выдворяемых из страны иностранных подданных, конвоировали военнопленных, охраняли перевозимые военные грузы. К 1946 году они насчитывали 20 дивизий, 90 полков, 18 отдельных батальонов, в которых проходили службу около 150 тысяч человек. После окончания Великой отечественной войны в связи с приемом под охрану японских военнопленных численность этих войск значительно возросла. Только в последующем их количество в связи с репатриацией военнопленных постоянно уменьшалась.

Порядок конвоирования заключенных в условиях мирного времени был определен приказом МВД СССР №0692 1950 года «О порядке конвоирования заключенных вооруженной охраной тюрем». В 1951 году на основании Постановления Совета Министров СССР «Вопросы МВД СССР» конвойные войска реорганизованы в конвойную охрану. Они освобождались от охраны тюрем МВД и МГБ, особых лагерей, где содержались лица, осужденные за опасные преступления, а также лагерей с военными преступниками из числа военнопленных. За конвойной охраной оставалось выполнение задач по эшелонному, плановому и городскому конвоированию осужденных. Численность конвойной охраны сокращалась более чем в 2 раза.

В 1952 году 29 декабря Приказом МВД СССР утверждена «Инструкция по конвоированию и охране заключенных в судебных учреждениях и на пунктах обмена конвойной охраной МВД СССР».

Внутренняя и конвойная охрана объединены в единое войсковое формирование, которое стало называться «внутренняя и конвойная охрана МВД СССР».

В 1956 году в ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по улучшению работы МВД СССР». Наряду с другими важными вопросами, в нем предусматривалось преобразование военизированной охраны исправительно-трудовых колоний в конвойную охрану и принципиальное изменение порядка её комплектования личным составом. Устанавливалось, что рядовой и сержантский состав конвойной охраны мест заключения будет комплектоваться теперь не по вольному найму, а по призыву из числа ограниченно годных для строевой службы и обеспечиваться всеми видами довольствия, а также пользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными для военнослужащих внутренней конвойной охраны МВД СССР. Лица начальствующего состава конвойной охраны мест заключения и после военнослужащими не являлись. В этом же году сложились два типа конвойной охраны:

- Конвойная охрана - выполняла задачи по конвоированию осужденных эшелонными, плановыми и сквозными конвоями из одних мест заключения в другие, конвоированию их в суды и военные трибуналы, из тюрем и колоний к тюремным вагонам на пунктах обмена и обратно;

- Конвойная охрана мест заключения - обеспечивала охрану и осуществление надзора за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работы и обратно.

При упразднении МВД СССР в 1960 году было осуществлено слияние двух видов конвойной охраны. Теперь все задачи, связанные с охраной и конвоированием осужденных осуществлялись войсками.

В составе вновь созданного МООП СССР в 1966 году было образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны. Таким образом, в руководстве войсками и охраной был возрожден принцип централизма.

С 1968 года внутренняя и конвойная охрана стали называться внутренними войсками. В конце 70-х - начале 80-х годов проводится очередная реорганизация управления внутренних войск.

В это время деятельность подразделений конвоирования осуществляется на основе Уставов боевой службы внутренних войск МВД СССР и России. Эти Уставы были приняты в 1969, 1986 и 1994 гг.

Происходят изменения и в службе конвоирования. С 8 июля 1995 г. от внутренних войск учреждениям и территориальным органам управления УИС России переданы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым автодорожным маршрутам из СИЗО и тюрем в исправительные учреждения и обратно, а также но встречному конвоированию на обменные пункты.

13 апреля 1998 года Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О внутренних войсках МВД РФ», согласно которому конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем, а также конвоирование подсудимых на заседания Верховного Суда РФ осуществляется внутренними войсками МВД РФ.

Позднее в УИС была «…создана собственная служба, обеспечивающая этапирование под конвоем из следственных изоляторов в исправительные учреждения для отбывания наказания и других лиц, следующих транзитом». Это произошло на основании Указа Президента Российской Федерации №1116, который определял в срок до 1 января 1999 года передать из внутренних войск МВД в УИС Минюста России функции планового конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения. 25 ноября 2000 года был издан Приказ №346 от «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС МЮ РФ» подробно определявший, регламентирующий деятельность, права и обязанности службы конвоирования.

После перехода уголовно-исполнительной системы из подчинения МВД России в ведение Министерства юстиции процесс реформирования отдельных подразделений и служб продолжился. Указом Президента РФ №1116 от 16 сентября 1998 г. функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу передавались с 1 января 1999 г. от внутренних войск МВД РФ к специальным подразделениям по конвоированию УИС. При этом Главным управлением исполнения наказаний был использован накопленный опыт при передаче функций охраны из внутренних войск к учреждениям УИС.

В октябре 1998 г. в ГУИН Минюста России было создано управление конвоирования и спецперевозок; подготовлены расчеты по объемам службы по каждому создаваемому подразделению; разработаны типовые оргштатные структуры; механизм управления и потребности в финансовых средствах.

Своевременно было подготовлено решение об издании совместного приказа двух министерств. Он определил порядок и условия приема материальных средств, техники и вооружения, мест размещения подразделений, порядка перехода офицеров и контрактников.

Особенностью процесса передачи функций по конвоированию осужденных стало то, что прием функций осуществлялся практически одновременно в 42 регионах России. При этом было необходимо не допустить срыва выполнения задач по конвоированию по плановым маршрутам (154 железнодорожным, 15 воздушным, 3 водным и встречное конвоирование на 64 обменных пунктах).

Были сформированы и действуют в настоящее время 32 управления и 45 отделов по конвоированию территориальных органов УИС Минюста России, на которые были возложены следующие задачи:

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным маршрутам;

- особое и сквозное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по указанным маршрутам;

- встречное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, на обменные пункты и обратно;

- конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

- розыск лиц, бежавших из-под охраны караулов.

За восемь лет со времени образования специальными подразделениями по конвоированию территориальных органов УИС Минюста России было перемещено более 1,1 миллионов осужденных и лиц, заключенных под стражу; назначено 270 000 караулов по конвоированию. При выполнении задач сотрудники службы неоднократно прекращали попытки побегов осужденных (всего - более 105); сотрудники отделов неоднократно принимали участие в антитеррористических операциях на Северном Кавказе.

В 2005 году при реорганизации Министерства юстиции уголовно-исполнительная система стала частью Федеральной службы исполнения наказания России.

Таким образом, история становления и развития подразделений конвоирования прошла длительный период времени - от конвойной стражи в составе ОКВС в дореволюционной России - до хорошо оснащенной и вооруженной, подготовленной службы в составе ГУИН Минюста России. На службу конвоирования возлагались и возлагаются по сей день наиболее ответственные задачи по перевозке преступников, недопустимости побегов. И от того, насколько добросовестно будет относиться к своим должностным обязанностям каждый сотрудник, зависит не только нормальное функционирование уголовно-исполнительной системы, но и спокойствие, и безопасность граждан.

2. Организация службы охраны в России

2.1 Правовое регулирование деятельности охраны спецконтингента на различных этапах становления, функционирования и развития

Содержание службы охраны не является постоянным, оно качественно изменяется, особенно в процессе реформирования мест заключения, и в нем, как ни в одном из других средств обеспечения режима отбывания наказания, проявляется реальная сущность карательно-воспитательного воздействия. В содержании охраны главным образом реализуется та или иная выраженная в законе установка на назначение тюремной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.