Рефераты. Источники хозяйственного права РБ

- Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г.

- Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ от 20 марта 1992 г. Вступило в силу для Республики Беларусь 1 июля 1992 г.

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права от 24 сентября 1993 г.

В международной практике довольно часто встречаются случаи, когда государства заключают несколько договоров по одному и тому же вопросу. При этом по общему правилу приоритет в применении имеют двусторонние и региональные договоры перед многосторонними.

2. Нормативный договор

Нормативны договор (нормативно-правовой, правовой) - соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, государств и т,д.), которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопредоленного (неперсонифицированного кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов. В качестве одной из его разновидностей выделяют внутригосударственный нормативный договор, к которому относятся учредительные документы организаций, типовые договоры, примерные уставы, «формуляры» и т.д.

Учредительные документы действительно имеют договорную природу и являются результатом волеизъявления двух и более лиц (за исключением устава унитарного предприятия).

Типовой договор содержит правила, обязательные для потенциальных контрагентов при заключении и исполнении публичных договоров, но не персонифицирует их (контрагентов). В соответветствии с нормой п. 4 ст. 396 ГК типовые договоры, положения могут и даваться Правительством Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами. Не взирая на название - типовой договор - речь идет о нормативном правовом акте Правительства.

3. Обычай

Обычай рассматривается как средство восполнения пробелов в нормативных правовых актах и договоре. Такая оценка роли и места обычая в системе регуляторов предпринимательской деятельности стала возможной по результатам рассмотрения отдельных положений ГК и ряда других актов законодательства.

ГК оперирует следующими терминами: «местный обычай» (ст. 222) и «обычно предъявляемые требования» (ст. 290), «обычно применяемые условия» (п. 2 ст. 444), «обычные условия» (п. 2 ст. 451), «международный обычай» (п. 1 ст. 1093) и т.д. В этой связи некоторые авторы приходят к выводу, что в ряде норм ГК РБ содержится отсылка к возможности применения деловых обычаев, деловых обыкновений и им подобных.

Обычные правила, как отмечалось ранее, имеют восполняющее значение, что присуще диспозитивной норме. Однако в отличие от последней, они не предусматривают конкретный вариант поведения - таковой подлежит установлению, если только он не зафиксирован в каком-либо документе.

Ст. 222 ГК признает источником права местный обычай, сложившийся в сфере вещных отношений, а именно, местный обычай рассматривается как одно из оснований приобретения права собственности на общедоступные для сбора плоды природы, рыбу, животных и т.п. Несмотря на то, что положение этой статьи непосредственно не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, оно еще раз позволяет отметить узкую сферу применения обычаев для регулирования внутригосударственных отношений. Как отмечалось, обычай является субсидиарным источником, т. е. в рассматриваемом случае применяется при условии, что приобретение права собственности на перечисленные выше объекты не регламентировано нормами права и не следует из общего разрешения собственника.

Как свидетельствует правоприменительная практика, основной сферой применения обычаев остается внешнеторговый оборот.

В соответствии с предписаниями п. 40 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 2 декабря 2005 г. № 31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» при разрешении споров хозяйственный суд вправе применять обычаи международного делового оборота, не противоречащие законодательству РБ, в том числе содержащиеся в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс и Принципах международных коммерческих договоров, в том случае, когда участники сделки прямо договорились об их применении.

Кроме того, п. 6 ст. 1125 ГК содержит следующее правило: если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношение обычных значений соответствующих терминов. Таким образом, при согласовании сторонами договора торгового термина и при отсутствии дополнительных указаний в договоре правила ИНКОТЕРМС к их отношениям в качестве обычного значения соответствующего термина применяться не будут.

Инкотермс - это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера действия Инкотермс распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров. Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах.

3. Судебная практика

Судебная практика как многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел в правовой системе РБ не признана источником права в юридически смысле, т.е. суды при разрешении спора не уполномочены осуществлять правотворческую деятельность, и их решения не должы содержать правовых норм.

Очевидно, что право Республики Беларусь находится в постоянном развитии, однако устранить все пробелы в правовом регулировании общественных отношений и особенно отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности, не удается и не исключено, что не удастся никогда по ряду объективных причин. В их числе можно назвать быстрое изменение самих общественных отношений и возникновение новых, недостатки правотворческого процесса и т.д. В таких условиях судебная власть не просто осуществляет правосудие, а выбирает способ преодоления пробелов и коллизий в правовом регулировании. Осуществляя свою основную функцию суд применяет норму права к конкретной ситуации. В результате мы имеем не многократное и единообразное решение однотипных ситуаций, которое приобрело прецедентное значение, а прецедент в толковании норм права. И принципиальное значение имеет то обстоятельство, что одновременно с прецедентом в судебном толковании не появляется новая норма права, а разъясняются содержание и порядок применения уже существующей.

Практика разрешения судами какой-либо категории дел либо практика применения конкретной нормы права в обобщенном виде формулируется в постановлениях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

В соответствии с нормой ст. 51 Кодекса Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. «О судоустройстве и статусе судей» Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам разъяснения по вопросам применения законодательства.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда рассматривает материалы общения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Следовательно, постановления Пленумов указанных судебных инстанций должны лишь разъяснять нижестоящим судебным инстанциям порядок применения соответствующих норм права, но не создавать новые нормы.

Конституционный суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о соответствии Конституции нормативных правовых актов, т.е. решение Конституционного суда может отменить либо изменить норму права, но не создать новую.

В положениях Закона о нормативных правовых актах постановления Пленума Верховного суда, Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, акты Конституционного Суда определены как нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Однако следует подчеркнуть еще раз, что такие явления правовой действительности не свидетельствуют о признании судебной практики в качестве источника права на территории РБ.

Судебная практика является источником права в странах англо-саксонской системы права, но в этом случае ведут речь не о судебной практике, а о судебном прецеденте. Последний представляет собой «часть судебного решения по конкретному делу, содержащую правило, обязательное для всех судов при решении аналогичных дел».

Отсутствие прецедентных норм в системе права РБ можно аргументировать тем, что любое судебное решение всегда должно основываться только на нормативном правовом акте либо нормативном договоре. Судебное решение является обязательным только для сторон, участвующих в деле. Судейское усмотрение вне законодательной модели допустимо в РБ лишь в ситуации, когда ввиду отсутствия соответствующих норм дело приходится решать по аналогии.

Заключение

В настоящее время ведутся дискуссии о необходимости принятия в Республике Беларусь Хозяйственного (предпринимательского) кодекса.

Я считаю, что принятие Хозяйственного кодекса Республики Беларусь является важным этапом в осуществлении общего кодификационного процесса - важного направления правовой политики государства. Это обеспечило бы более качественное состояние хозяйственного законодательства, его существенное обновление с учетом рыночных отношений в сфере экономики. Принятие Хозяйственного кодекса означает существенный прогресс в правовом регулировании хозяйственной деятельности, приведение хозяйственного законодательства в соответствие с практическими потребностями Республики Беларусь.

Однако при его создании нужно учитывать опыт других государств, например Украины. Так, Хозяйственный кодекс Украины устанавливает в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, которая основывается на разнообразии хозяйственных субъектов различных форм собственности; нацелен на обеспечение роста деловой активности хозяйственных субъектов, развитие предпринимательства и на этой основе увеличение эффективности общественного производства, его социальную направленность. Однако наряду с этим он имеет ряд существенных недостатков, например, таких как несогласованность с Гражданским кодексом Украины, двойное регулирование одних и тех же вопросов, причем по-разному. Так же к основным недостаткам Хозяйственного кодекса Украины относят то, что чуть ли не треть его норм имеют отсылочный характер, а посему складывается ситуация, когда есть кодекс, который, по сути, не является законом прямого действия. Такой "размыв" права приводит к тому, что применение норм Хозяйственного кодекса является неэффективным.

«Качественный» Хозяйственный кодекс стал бы центральным элементом в сфере хозяйственного законодательства и тем самым заложил фундамент для системного совершенствования этой отрасли законодательства.

Список использованных источников:

1. Нормативные правовые акты:

1) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.) - Мн.: Амалфея, 2005. - 48 с.

2) Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Минск: Национальный центр правовой информации республики Беларусь, 1999.

4) Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь

3) Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь » от 10 января 2000г. № 361-З

2. Литература:

1) Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: монография. В 2 т. Т. 1/ С.С. Вабищевич. - Минск: Молодежное, 2008.- 498 с.

2) Василевич Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. - Мн.: Тесей, 2005. - 136 с.

3) Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002. - 344 с.

4)Захарченко С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право - Мн., БИП-С, 2004. - 111 с.

5) Реуцкая Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки/Е.А. Реуцкая. - 2е изд., перераб. И доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 384 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.