Рефераты. Источники права Республики Беларусь

Праву свойственно изменятся, и менять способы своего внешнего выражения. Приведённые источники также не являются вечными и единственно возможными способами закрепления воли государства. С развитием правовых систем, преобразованием общества, сменой вех человечества будут одновременно манятся и формы права как вечные спутники жизни государств и народов, связавших свою жизнь с ним.

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Согласно действующей Конституции Республики Беларусь представительный и законодательный орган Республики Беларусь Парламент - принимает законы и постановления. Президент имеет право не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения закона, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики либо принятого Палатой представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президент не возвращает какой-либо закон подписанным или со своими возражениями в течение двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент Республики Беларусь в связи с окончанием сессии. Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. Президент имеет право в таком же порядке вернуть для повторного голосования со своими возражениями отдельные положения закона. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом с оговоркой о несогласии с отдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента. Подписанные Президентом тексты законов хранятся в Секретариате Палаты представителей. Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам. Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь очерчивается общий круг вопросов, по которым правительство может издавать свои постановления и распоряжения, проведения в пределах Республики Беларусь единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управления государственной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. Кроме данного круга вопросов, по которым правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами, указами Президента Республики Беларусь. В Конституции особо оговаривается, что порядок деятельности правительства, а значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов устанавливаются конституционным законом.

Какой подход следует использовать при определении законов в Республике Беларусь? В первую очередь необходимо отметить, что в законодательстве Республики Беларусь определено понятие закона - это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Это определение не позволяет рассматривать закон в широком смысле и приравнивать его к любому нормативному правовому акту. Тем не менее, данное понятие представляется автору неполным и не даёт должного представления о том, чем закон отличается от иных законодательных актов Республики Беларусь, занимающих высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Во-первых, непонятным остаётся отсутствие в определении закона указания на орган, который его принимает. Ведь по Конституции Республики Беларусь единственным органом, имеющим право рассматривать и одобрять проекты законов является только Парламент - Национальное собрание. Более того, если рассматривать определения иных нормативных правовых актов, данных в Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", то в каждом из них указывается на орган или должностное лицо, которые имеют право его принимать. Следует помнить также и о способе принятия законов путём проведения референдума. Данный способ предусмотрен в законодательстве многих стран, в том числе и в Республике Беларусь, где на референдум может быть вынесен законопроект. Главное здесь не ошибиться и не отнести к категории законов все решения, принятые на референдуме. В Законе  Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" решение референдума определяется как нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом (часть вторая статьи 2 Закона). В данном определении нет указания на то, что это отдельный вид закона, как это сделано в отношении кодекса или программного закона. Таким образом, решения референдума являются самостоятельным видом нормативного правового акта и могут иметь разную юридическую силу, то есть быть и неотъемлемой частью Конституции, и законом, а могут вообще иметь ненормативный характер (часть девятая статьи 3 Закона). Возвращаясь к определению закона Республики Беларусь, следует обратить внимание еще на один момент, связанный с характеристикой закона как акта, регулирующего наиболее важные общественные отношения. Считаем, что закрепление в определении закона такого его признака является правильным и необходимым. Однако возникает вопрос, каким же образом определять тот круг общественных отношений, которые обладают высокой степенью важности? Думается, что их перечень следует искать в Конституции Республики Беларусь. Действительно, в статье 97 указаны вопросы, по которым Палата представителей рассматривает проекты законов. Тем не менее, формулировка статьи построена таким образом, что перечень данных вопросов остаётся открытым. Это может вызвать споры по поводу степени важности того или иного вопроса, вносимого на рассмотрение Парламента, в процессе законотворческой деятельности.

Следует отметить, что в последнее время всё более распространенным и актуальным в странах романо-германского права становится процесс разграничения предмета правового регулирования между исполнительной и законодательной властями, при котором регламентирование определённой сферы общественных отношений переходит в компетенцию правительства и президента. Показателен и полезен в данном случае пример Франции, в статье 34 которой указан перечень вопросов, входящих в область законодательства. Если же возникают споры о праве регулирования того или иного вопроса, Конституционный суд может по запросу установить, имеет ли принятый закон регламентарный характер, и если да, то он может быть изменён правительственным декретом. В статье 164 Конституции Португалии также установлена исключительная компетенция Ассамблеи Республики по принятию закона, она определена как "абсолютное ведение в сфере законодательной компетенции". А в статье 165 закреплено "относительное ведение в сфере законодательной компетенции", то есть, перечислены те области общественных отношений, по которым Парламент Португалии также обладает исключительной компетенцией, однако может передавать свои законодательные полномочия Правительству. Необходимость такого разграничения сфер правового регулирования, по мнению автора, возникла и в Республике Беларусь. Это связано также с введением в белорусскую правовую систему категории законодательных актов, к которым относятся Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, и которые занимают высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Требуется наличие такого перечня вопросов, которые составляли бы исключительную компетенцию Парламента. Именно при таких условиях можно говорить о невозможности урегулирования тех или иных общественных отношений иначе как законами. Однако следует иметь в виду, что закон устанавливает наиболее общие, основополагающие принципы и нормы правового регулирования. Даже тот факт, что в Конституции установлен перечень вопросов, по которым Парламент принимает законы (то есть его исключительная компетенция в данной сфере), не означает, что эти отношения не могут быть затронуты другими нормативными правовыми актами, например, указами. Это объясняется тем, что для реализации закона, либо его детализации иногда требуется принятие одного или нескольких нормативных правовых актов, которые бы более детально регулировали данные вопросы. Важным моментом в таком случае является необходимость принятия таких актов строго в рамках закона: они не должны наполнять закон новым содержанием, изменять его смысл либо противоречить его нормам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.