Рефераты. Источники конституционного права Республики Беларусь

Источники конституционного права Республики Беларусь

24

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Юридический факультет

Кафедра истории и теории права

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Источники конституционного права Республики Беларусь»

по дисциплине: «Конституционное право»

Автор: А.В. Нарчило

Руководитель: доцент,

канд. ист. наук, А.В. Курьянович

Минск 2010

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Высшие нормативные акты как источники конституционного права
  • 1.1 Конституция - основной закон государства
  • 1.2 Закон как нормативный правовой акт
  • 1.3 Международный договор как источник права
  • Глава 2. Нормативные правовые акты органов государственного управления - источники конституционного права
  • 2.1 Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь
  • 2.2 Нормативные акты Правительства Республики Беларусь
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Каждое государство имеет свое конституционное право, но все правовые системы имеют общее содержание. Конституционное право представляет собой основной порядок существования и развития общества. Конституционное право имеет целью достигнуть принципиальный консенсус участника в государственной и общественной жизни, обеспечить бесконфликтное существование.

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права.

Тенденции развития правовых систем государств, в том числе и Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что в качестве источников права следует рассматривать и общие принципы права. Возрастающую роль занимают и международно-правовые акты [1,c.13].

Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах судебный прецедент, например, однозначно воспринимается в качестве источника права (более того его роль, подчеркивается таким крылатым выражением: закон - это то, что о нем говорят судьи), в других только идет процесс признания судебного прецедента.

Правовым обычаем является санкционированное государством сложившееся в результате многократного повторения правило поведения.

Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы права [1,c.13].

Объектом конституционных правоотношений являются общественные отношения. Это могут быть материальные блага (заработная плата Президента, депутатов), нематериальные блага (жизнь, свобода, достоинство, право на национальную принадлежность); поведение, действие субъектов (ответственность депутатов за совершение уголовного правонарушения) и др.

Под источниками конституционного права понимают правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы [7,c.13].

Источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права. Среди них можно выделить следующие:

1. Конституция (и конституционные законы) - Основной закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

2. Законы - нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

3. Декреты Президента Республики Беларусь - нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет), для регулирования наиболее важных общественных отношений. [ч.6,с.2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002. № 81-3]

4. Указы Президента Республики Беларуси - нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. [ч.7,с.2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002. № 81-3].

5. Постановления палат Национального собрания - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

6. Постановления Совета Министров - нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь.

7. Нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. [ч.11,с.2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002. № 81-3].

8. Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Цель моей работы: - изучение и определение понятия источников конституционного права.

Цель предусматривает решение ряда задач:

1. Дать краткий обзор литературы.

2. Раскрыть понятие источников конституционного права.

3. Детально рассмотреть каждый из источников по отдельности и их взаимосвязь, их компетенцию.

Глава 1. Высшие нормативные акты как источники конституционного права

1.1 Конституция - основной закон государства

Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция. Она отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его.

Анализ содержания Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

Непосредственно к тексту Конституции примыкают конституционные законы.

Особенностью конституционного закона является то, что за крепленные в нем предписания являются базовыми для других актов - обычных законов, подзаконных актов, т.е. они имеют приоритет как правотворческой деятельности, так и в правоприменительной [1,c.17]. Учитывая специфику порядка принятия Конституции, его усложненный характер, впредь недопустимо принятие конституционных законов, которые стояли бы по всей юридической силе выше Конституции, как это произошло с Конституцией 1978 года и законом от 25 августа 1991 года о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона. Действующая Конституция Беларуси в принципе исключает.

Конституция Республики Беларусь не предусматривает возможность принятия конституционных законов, имеющих самостоятельный характер.

Принятие Конституции вызывает необходимость урегулирования ряда вопросов, которые могут быть решены лишь в переходный период. В этой связи наряду с Конституцией нередко принимается акт о введении ее в действие. Этот акт должен быть в форме конституционного закона, принимаемого в том же порядке, как и Конституция, например, квалифицированным большинством голосов депутатов либо путем референдума. В акте, которым вводится в действие Конституция, могут содержаться нормы, не в полной мере на данном этапе соответствующие основному тексту Конституции, но позволяющие создать условия для реализации положений Конституции, ибо нельзя одномоментно сделать скачок от одной правовой системы к другой. Подобная практика не является новой для конституционного строительства: во многих государствах, как правило, принимаются подобные акты о введение в действие Конституции. В некоторых случаях прямо в текстах Конституций предусматриваются главы, посвященные переходным положениям. В целом оба варианта вполне приемлемы. В свое время был подготовлен соответствующий проект закона о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь, нашедший поддержку конституционной комиссии и Верховного Совета. Такой закон был принят, как и Конституция, 15 марта 1994 года.

В конституционном законе был указан момент вступления Конституции в действие, там же определено, какие положения будут введены в более поздние сроки. В день вступления новой Конституции в силу прекращалось действие Конституции 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, если иное не было предусмотрено законом о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь, а также Закона от 25 августа 1991 года «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь», т.е. Декларация осталась действовать как политический документ. Были определены сроки принятия законов, которые названы в Конституции. В случае принятия законов до вступлении в действие Конституции они должны быть приведены в соответствие с ней. Законы и иные нормативные акты до приведения в соответствие с Конституцией действуют в той части, в какой они не противоречат Конституции республики.

Согласно закону от 15 марта 1994 года народные депутаты Республики Беларусь сохраняли свои полномочия до открытия первого заседания Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва. В целях обеспечения преемственности власти было установлено, что полномочия Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва, его Президиума, Председателя Верховного Совета Республики Беларусь, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, сохраняются до вступления Президента Республики Беларусь в должность, а полномочия Совета Министров Республики Беларусь - до сформирования в порядке, предусмотренном Конституцией 1994 года, Кабинета Министров Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.