Рефераты. Источники конституционного права

5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1999. С. 18.

6 Овсепян Ж.И. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г. №1. с.30

7 Овсепян Ж.И. Там же с.30

8 Венгеров А.Б. Указ. работа. С. 406.

9 Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 83; Общая теория права. Т. 2. М., 1982. Т. 2. С 213.

информации о нормах права12. Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, «весьма редко - результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя)»13.

С учетом приведенных выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия «источник» относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание. Удельный вес указанный видов источников права в регулировании общественных отношений различен.

Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт. Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности - и конституционного права) лишь в некоторых странах - сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия). «В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентами»14. Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах «они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций»15.

Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников - нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно «преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права»16.

«Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности - конституционного права».17 Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании «в ограниченных пределах правового обычая» и о том, что «складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ»18. Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм,

10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. работа. С. 18

11 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк. 2000. С. 207.

12 Венгеров А.Б. Там же.

13 Лазарев В.В., Липень С.В. Указ. работа. С. 208-228.

14 Рыжов В.А. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во БЕК. 1999 / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 19; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист. 1999. С. 19.

15 Там же.

регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

1.2 Нормативный акт как источник российского

конституционного права

Наиболее распространенным видом источников права, в том числе российского конституционного права, является нормативный акт. Нормативный акт как источник права, как правило, характеризуют следующие признаки:

- это акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;

- это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции;

- нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;

- нормативные акты как источники права являются «писаным правом, т.е. имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т.е. условием приобретения ими качества источников права;

- нормативные акты государства многообразны и находятся между собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона».

16 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149-177; Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 167.

17 Овсепян Ж.И. Там же с.32

18 Овсепян Ж.И. Там же с.32

С учетом их многообразия, нормативные акты могут быть классифицированы. Классификация также может быть разновариантной. Допустим, по критерию юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты дифференцируются на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.

По критерию территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.).

Следует обратить внимание на то, что указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Конституция Российской Федерации

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.

Конституция Российской Федерации -- главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция -- «это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы».1 «Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации».2

Главным источником конституционного права является Конституция - основной закон. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является источником номер один для всех отраслей права. Она обладает высшей юридической силой в сравнении со всеми иными источниками российского права, относящимися ко всем отраслям российского права. Однако для конституционного права Конституция РФ - это не только источник отрасли, имеющий высшую юридическую силу, но это основной специальный кодифицированный закон этой отрасли, т.е. для конституционного права как отрасли права, Конституция имеет, помимо прочего, то же значение, что и Гражданской кодекс (ГК) - для гражданского права, Уголовный кодекс (УК) - для уголовного права; Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) - для гражданско-процессуального права; Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) - для уголовно-процессуального права; Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) - для административного права и т.д.

Конституция РФ является источником российского конституционного права в полном ее объеме, т.е. все ее предписания и статьи (а не только какая-то их часть) формулируют конституционно-правовые нормы.

В этой связи специалисты характеризуют Конституцию РФ (наряду с конституциями и уставами субъектов РФ и федеральными конституционными законами, о которых будет сказано далее) в качестве «безусловного источника конституционного права», в отличие от федеральных законов, подзаконных актов, международных договоров и т.д.,

которые выступают «в качестве источников лишь при наличии в них конституционно-правового содержания»3.

Конституция - это источник, который, во-первых, обусловливает самоопределение конституционного права как автономной отрасли в системе российского права и, во-вторых, придает ему качество ведущей отрасли российского права.

Конституция возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права. Такой статус Конституции РФ в системе источников российского права обеспечивается (и обусловлен) прежде всего ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы, важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; наконец, устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов (нормативных и 1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.